Федотов Георгий Петрович [13.10.1886-01.09.1951]

Федотов Георгий Петрович [01(13).10.1886-01.09.1951]
       - философ, историк, публицист.
       Род. в Саратове, в семье управляющего канцелярией саратовского губернатора. Закончив Саратовскую гимназию, поступил в Петербургский технологический институт, продолжил образование на историко-филологическом факультете Петербургского университета, затем в Иенском университете и в Италии.
       В старших классах гимназии и особенно в студенческие годы Федотов был активным деятелем социал-демократической партии, симпатизируя ее левому крылу. Неоднократно высылался по приговору суда за границу. В промежутках между агитационной работой в рабочих кружках и высылками посещал семинар известного медиевиста И.М.Гревса, сдал магистерский экзамен и получил приват-доцентуру по кафедре средневековой истории.
       После революции 1905-1907 уже не принимал активного участия в политической борьбе. В этот период назревает мировоззренческий поворот Ф. от революционного марксизма к ортодоксальному православию.
       С 1917 по 1925 он был членом Религиозно-философского общества А.А.Мейера и А.В.Карташева, вступил в религиозное братство "Христос и Свобода".
       С 1920 по 1922 руководил кафедрой истории средних веков Саратовского университета, где познакомился с В.Э.Сеземаном и с С.Л.Франком.
       По возвращении в Петроград вел занятия в религиозно-философских кружках, работал переводчиком в частных издательствах. Вместе с Брокгаузом и Ефроном участвовал в издании Энциклопедического словаря. Закончил монографию "Абеляр".
       В 1925 эмигрировал во Францию, где был профессором Богословского института, сотрудничал в евразийском журнале "Версты". Здесь же он познакомился и близко сошелся с Н.А.Бердяевым.
       В парижский период активно печатался в различных эмигрантских изданиях (от "Новой России" Керенского до "Православного дела").
       С 1931 вместе с Ф.Степуном издавал журнал "Новый град".
       В 1943 выехал в США, где работал в православной семинарии в Нью-Йорке.
       Скончался в Бэконе (США).
       Федотов оставил богатое литературно-философское наследие: работы по истории русской церкви, об истории, назначении и месте России; о революции и человеческой судьбе, о гибели и возрождении культуры.
       В 1988 в Париже вышло собрание статей Федотова в 6 томах.

Г.Т.Койшибаев

       * * *
       Свой первый теоретический шаг Федотов делает как историк-медиевист. Методологические познания средневековой истории через анализ самосознания культуры привела Федотова к специфической постановке ряда сквозных для его творческих проблем. Русский мыслитель ставит перед собой цель изучать преимущественно идеалы, а не действительность, точнее, действительность в идеалах. В основе федотовского подхода к явлениям культуры лежит принцип: бытие преображается в сознание, сознание перерождается под влиянием бытия. Положительные воззрения на историю и культуру наиболее полно развернуты у Федотова не в рамках методологических академических штудий, а в форме свободной публицистики, когда он выходит на простор религиозно и философской мысли. Мысль эта в России, особенно в начале XX в., пронизана эсхатологическими предчувствиями, апокалиптическими настроениями.
       В историософии Федотов эсхатологическое самосознание выделяет несколько типов "идеи конца".
       Федотов отвергает две крайние концепции эсхатологии и культуры - концепцию бесконечного прогресса секуляризованной Европы нового времени и концепцию фатального конца насильственной, внечеловеческой и внекультурной эсхатологии. Живому христианскому сознанию не нужен бесконечный прогресс греховной и смертной культуры, а также противно и равнодушное созерцание ее распада и гибели. Но как можно созидать культуру и одновременно ожидать ее конца? Мысль о конце истории, как и факт неизбежной личной смерти, может стать источником постоянной проверки совести, углубления опыта, но может быть источником уныния, безнадежности, дезинтеграции.
       Эсхатология Федотов предполагает высшую степень социальной дисциплины и ответственности, требует всегда быть на своем посту, где бы этот пост ни был.
       Федотов это формулирует в максиме личной жизни и в максиме культурной деятельности: "Живи так, как если бы ты должен был умереть сегодня, и одновременно так, как если бы ты был бессмертен; работай так, как будто история никогда не кончится, и в то же время так, как если бы она кончилась сегодня" (Новый Град. Нью-Йорк, 1952. С.322). Наше отношение к концу зависит не только от понимания времени конца, но и от нашего представления о форме конца. Здесь видится или катастрофа, или преображение. Если всякое пророчество есть обещание или угроза, то Апокалипсис одновременно и угроза, и утешение: "Угроза для грешного мира, утешение для верного остатка!" (Там же. С.238). В божественном замысле истории, в самом составе ее содержится человеческая свобода, которая сообщает истории непредвиденность. Все творческие усилия людей не пропадают, все сотворенное людьми воскресает, преображается и складывается, как камни в стены вечного Града. Таким образом, кроме пессимистической эсхатологии возможна и оптимист, идея конца.
       Для Федотова обе эти концепции вероятны, но надежда и любовь склоняют его ко второй.
       Федотов перед лицом глобальных катастроф XX в. делает свой выстраданный историософский выбор на основе не только христианской веры, но и общечеловеческой надежды и любви. (См.: В.П.Бойков. Предисловие к книге Г.П.Федотова "Судьба и грехи России". Т.1. СПб., 1991. С.17-20).
Соч.:
       Святой Филипп митрополит Московский. Париж, 1928;
       И есть и будет. Размышления о России и революции. Париж, 1932;
       Стихи духовные: русская народная вера по духовным стихам. Париж, 1935;
       Новый град. (Сборник статей). Нью-Йорк, 1948 (2-е изд.- 1954);
       Христианин в революции. Париж, 1957;
       Святые Древней Руси (X-XVII столетий). Нью-Йорк, 1960;
       Лицо России. (Статьи 1918-1950). Париж, 1974;
       Россия и свобода. Нью-Йорк, 1981;
       Тяжба о России. (Статьи 1933-1936). Париж, 1982;
       Защита о России. (Статьи 1936-1940). Париж, 1988;
       Святые Древней Руси. М., 1990;
       Трагедия интеллигенции // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990;
       Национальное и вселенское // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990;
       Будет ли существовать Россия? // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990;
       Стихи духовные. М., 1991;
       Судьба и грехи России. Избранные статьи по философии рус. истории и культуры. Т.1. СПб., 1991; Т.2. СПб., 1992;
       Судьба империй // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М., 1993.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:20 UTC