Сильвестров Вячеслав Владимирович [05.01.1940-07.11.1989]

Сильвестров Вячеслав Владимирович (05.01.1940-07.11.1989)
       - специалист в области диалектики и теории культуры; доктор философских наук.
       Род. в Воронеже.
       Окончил лечебный факультет 2-го Московского государственного медицинского института (1963). Работал врачом-психиатром.
       В 1965-1968 учился в аспирантуре по философии при кафедре философии 2-го Московского государственного медицинского института.
       Кандидатская диссертация - "Логическая структура дотеоретического и первоначального теоретического мышления" (1971).
       В 1968-1972 работал вначале преподаватель, затем старший преподаватель кафедры философии 2-го Московского государственного медицинского института.
       В 1972-1988 - старший преподаватель, затем доцент (с 1981) кафедры философии наук и идеологических проблем Дипломатической академии МИД СССР.
       Докторская диссертация - "Философское обоснование теории и истории культуры" (1989).
       В 1988-1989 - и.о. профессор кафедры философии Московского исторически-архивного института.
       Сильвестров разработал оригинальную философскую концепцию (в рамках направления, начатого трудами М.Б.Туровского) современной культуры и образования, основанную на синтезе принципов преемственности деятельности.
       В центре его внимания - осознание значения человека как образца и цели процесса деятельности и общения. Насущность этой проблемы определяется тем, что в современном обществе преемственность деятельности не может осуществляться на основе воспроизводства предзаданного образца.
       С точки зрения Сильвестрова, для европейской культуры традиционные типы формирования человека субъектом деятельности представлены в ее мифологических и религиозных предпосылках, а рефлексивно - в диалектических синтезах античной (Платон и неоплатонизм) и новоевропейской философии (Гегель), но в абсолютизированной, исключающей друг друга форме. Условием же формирования субъекта современной деятельности и поэтому основой будущей интеграции образования является их диалектическое сопряжение как дополнительных.
       В классической философии это сопряжение осуществлялось благодаря абсолютизации либо объекта деятельности (космос в античной философии), либо ее субъекта (Бог в новоевропейской философии), как предпосылок деятельности. Античная диалектика занята вопросом о происхождении субъекта из иного (объект как источник преемственности), а новоевропейская философия - вопросом удержания объекта через способы деятельности субъекта.
       Современное теоретизирование отказывается от абсолютизации, однако ценой отказа является потеря сопряженности этих предпосылок. В результате возобновление деятельности рассматривается либо относительно сложившейся в Европе традиции объективно-научные преобразования деятельности, когда из поля зрения теоретика выпадают вопросы ценностного отнесения мотивов и результатов деятельности, либо относительно гуманистической и экзистенционально-нравственной проблематики, когда вне сферы интересов остаются проблемы орудийно-деятельностного воплощения целей и идеалов.
       Эти направления Сильвестров обозначает как сциентизм и философскую антропологию, имея в виду не только известное направление философии XX в., но и примыкающие к нему по ориентации на рефлексирование особого характера человеческого бытия.
       Сильвестров предлагает продумать принципы формирования субъекта современной деятельности на основе соотнесения диалектик Платона и Гегеля, опираясь на опыт диалектического конструирования в современной философии (А.Ф.Лосев, М.Б.Туровский и др.), идеи диалога в культуре (М.М.Бахтин). На этой основе возникает возможность теоретически осмыслить целостность образовательного процесса, отсутствие которой является симптомом кризиса европейской культуры.
Соч.:
       Принципы историзма в культурологии и естественнонаучных концепциях развития // Пути интеграции биологического и социогуманитарного знания. М.,1984;
       Проблема преемственности в философской культуре (античность - средневековье - Новое время) // Философия и история культуры. М.,1985;
       Типология диалектики. (Депонир.). М., 1986;
       О происхождении универсального текста современной культуры // Философская и социологическая мысль. Киеву 1990. №6;
       Философское обоснование теории и истории культуры. М., 1990;
       Теория и история культуры в составе образовательной деятельности // Культура, традиции, образование. Вып.1. М., 1991;
       Понятийная основа соотношения "логоса" и "эйдоса" в европейской философской традиции // Mathesis. Из истории античной науки и философии. М., 1991;
       Культура. Деятельность. Общение. М., 1998.

Л.Ю.Шеманов

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:08 UTC