Ванчугов Василий Викторович [24.10.1964]

Ванчугов Василий Викторович (р. 24.10.1964)
       - специалист по истории русской философии; кандидат философских наук, доцент
       Окончил философский факультет МГУ (1991), аспирант того же факультета (1994).
       С 1995 ведет научно-педагогическую работу на кафедре истории философии Российского университета Дружбы народов: старший преподаватель, доцент (с 1996).
       Кандидатская диссертация - монография "Очерк истории философии "самобытно-русской"" (М., 1994).
       Разрабатывает направление в науке и искусстве, которое называет философской эксцентрикой. Некоторые тезисы данного направления были изложены им в эссе "Введение в эксцентрическую философию" (Волшебная гора. 1995. №3; 1996. №4). Согласно позиции автора, философская эксцентрика - движение к высшему смыслу в условиях произвольного создания предельно "бессмысленных" ситуаций. В таких ситуациях происходит освобождение от гнета современных парадигм и магии традиции, хотя это обретенное состояние может маркироваться сообществом как научная или социальная маргинализация. Тексты, созданные по принципам философской эксцентрики при сохранении контрапункта логического трактата, содержат комические приемы в передаче традиции, включая метафизическую проблематику. Эксцентрическо-философское умонастроение определяло не только его литературные опыты, но и в какой-то мере программу написания ряда монографий по истории философии в России.
       История философии в России излагается им в контексте "провокационных" и "маргинальных" тем: "национальное своеобразие", "женщины в философии", "философия города". Выбирая для самовыражения жанр историко-философских исследований, эксцентрический философ ориентируется не на производство самодостаточных и универсальных философских систем, а на создание ситуации "соборности понятий", которая в равной степени будет плодотворной для гуманитарных наук, благодатной для искусства и приемлемой для обыденного сознания. В этом "соборе" сосуществуют методологии из самых разных сфер - из философского богословия, психологии, живописи и т.д., что создает предпосылки для новых способов самовыражения и осмысления действительности.
       Это состояние "соборности понятий", для обозначения которого Ванчугов вводит неологизм "транссоборность", позволяет, с точки зрения Ванчугова, создать как гротескные, так и общественно значимые ("социально полезные") варианты гносеологии, эстетики, этики, философии политики. Самое архаичное в транссоборности - стремление к истине, но для реализации этого замысла эксцентрической философии используются приемы, совокупность которых можно определить как русский постмодерн. Ведущую роль в осуществлении акций (философии, литературы, полититики) отводится не столько гуманитарным методологиям, которые понимаются как способ адаптации к прошлому и настоящему, прививаемый научным сообществом, сколько воле, а существенным определением и проявлением воли являются как "произвольность" в отборе фактов и идей, так и высокая производительность в комбинаторике понятий, порождающая новый универсум.
Соч.:
       Очерк истории философии "самобытно-русской". М., 1994;
       Женщины в философии (из истории философии в России XIX - нач. XX вв.). М., 1996;
       Москвософия & Петербургология. Философия города. М., 1997;
       Философский комментарий на эскиз памятника B.C. Соловьеву скульптора Евдокимова // Волшебная гора. 1995. №3;
       Фантазии о философии будущего (из русской и зарубежной фантастики XIX-XX вв.) // Волшебная гора. 1996. №4.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:04 UTC