Быховский Бернард Эммануилович [12.09.1898-19.04.1980]

Быховский Бернард Эммануилович [31.08 (12.09).1898(по др. данным, 1901) -19.04.1980]
       - специалист по истории западноевропейской философии, онтологии, теории познания и общей методологии; доктор философских наук, профессор
       Род. в Бобруйске.
       Окончил факультет общественных наук Белорусского государственного университета (1923).
       Занимался педагогической и научной деятельностью в области диалектического материализма, истории философии.
       Работал в БГУ и Центральной партийной школе при ЦК КП Белоруссии.
       Профессор с 1929, доктор философских наук с 1941.
       С 1929 - заведующий кафедрой диалектического материализма в Среднеазиатском университете (Ташкент). Впоследствии преподавал в МИФЛИ и в институте Красной профессуры.
       В 1953-1973 - профессор кафедры МИНХ.
       Один из руководителей работ по созданию "Истории философии" (Т.1-3. 1940-1943). Следует отметить факт: в III томе "Истории философии" (1943) почти весь раздел о Гегеле и вся глава о младогегельянстве была написана Б. после секретного постановления ЦК ВКП(б) от 2 мая 1944 г. "О недостатках в научной работе в области философии" (№1143/110). Б. был уволен со своей должности.
       Философские взгляды Быховского тесно связаны с мировоззренческой концепцией марксизма и определяются диалектико-материалистической методологией. Ранние работы (20-30-е гг.) посвящены анализу и значению ленинских работ для философии и естествознания, историческому становлению материализма и диалектики, развитию взаимосвязи между философскими науками и естествознанием при рассмотрении таких гносеологических проблем, как психофизическая, проблема чувственного и рационального и других. Заметно влияние политической идеологии на формирование философских взглядов Быховского (См.: Ленин и некоторые вопросы истории философии // Под знаменем марксизма. 1931. №1-2; Враги и фальсификаторы марксизма. М.-Л., 1933.)
       Характеризуя предмет и функции философии, ее отношение к частным наукам, Быховский решительно отвергает тезис "научная философия невозможна" ("Очерк философии диалектического материализма". 1930. С.4). Взгляд на философское познание как отличное от научного он характеризует следующим образом: "Философия и наука представляют собою два различных способа постижения мира, проявления двух различных способностей нашего духа. Различие между ними не в предмете исследований, не в том, что они стремятся постичь, а в методе, в том, какими средствами они постигают вселенную. ...Философия действует иными средствами, иными духовными орудиями, чем наука, ей присущи особые вненаучные методы познания" (Там же).
       В качестве важнейших вариантов понимания философии как отличного от научного способа познания Быховский указывал на немецкую рационалистическую философию первой половины XIX в. (орудие науки - опыт, философия - разум), интуитивизм (философский способ постижения действительности - внутренний непосредственный опыт, озарение, научное же - наблюдение, эксперимент, логические рассуждения) и философия Баденской школы (наука объясняет действительность, философия - оценивает).
       Для самого Быховский "либо возможна научная философия, философия, работающая научными методами, отличающаяся от остальных наук не методами своими, а предметом изучения, либо ее вовсе не нужно". Выбирая первое, он настаивает на понимании философии как науки о науках, о знании, о научном мышлении, подчеркивает при этом, что знание - "предмет весьма реальный и весьма определенный". "Философия представляет собою исследование способов познания, учение о принципах, сущности и методах наук, каковы бы ни были их объекты, теорию науки и "технологию" научного мышления. Науки пользуются логическим мышлением, философия изучает его. Науки ищут истину, философия исследует понятие истины и пути к ней" (Там же. С.9). Философия есть "наука о принципах, сущности, средствах и возможностях знания, о путях и методах науки,- теория знания, учение о науке. Вот в чем ее единственный и монопольный предмет изучения, предмет достаточно важный и значительный. В философии наука исследует свою собственную природу, знание обращается лицом к себе самому. Философия есть самопознание науки, "рефлективное познание", самоанализ знания. На воротах философии должно быть начертано: наука, познай самое себя" (Там же. С. 10).
       Наряду с проблемами общефилософского и общеметодологического характера у Быховского - устойчивый интерес к истории философии определивший научную деятельность позднего периода. Основа историко-философской концепции Быховского - идея о партийности философской борьбе двух "лагерей" - идеалистического и материалистического, дополненная двумя социологическими принципами марксизма: принципом смены общественно-экононических формаций и принципом классовой борьбы. Вместе с тем историко-философское познание, считал Быховский, причастно культурному прогрессу человечества, выражает аксиологические потребности эпохи, и поэтому "видеть в истории философии только непрекращающуюся из века в век воспроизводящуюся борьбу и не видеть, как в ходе этой борьбы осуществляется прогресс философской мысли,- значит, релятивистски искажать исторический процесс... Поток познания постепенно очищается и вместе с тем становится все полноводнее" ("Вопросы философии" 1959. №5. С.93).
       Особое место среди историко-философских работ Быховского занимают труды по религиозной философии томизма и неотомизма. В ряде работ прослеживается эволюция позитивистской философии - логического позитивизма, логического атомизма, логического эмпиризма, обосновывается связь этой школы с особым типом рациональности, релятивистского, конвенциального характера и общей методологии махизма. При анализе операционализма и неопрагматизма Б. рассматривает проблемы познавательной деятельности, ее критериев.
Соч.:
       Материализм и диалектика в творчестве В.И.Ленина // ПЗМ. 1924. №2;
       Психофизические проблемы в учении Спинозы // Труды Белорусского государственного университета. Кн. 14-15. Минск, 1927;
       Психофизическое учение Томаса Гоббса // Вестник Коммунистической академии. Кн. 26. 1928;
       Очерк философии диалектического материализма. М.-Л., 1930;
       Бэкон и его место в истории философии. ПЗМ. 1935. №6;
       Враги и фальсификаторы марксизма. М.-Л., 1933;
       О месте Лейбница в истории диалектики // ПЗМ. 1935. №6;
       Материализм Томаса Гоббса. // ПЗМ. 1938. №6;
       Материализм Фейербаха. // ПЗМ. 1939. №6;
       Философия американского Просвещения XVIII века. // ПЗМ, №9;
       Младогегельянство. // ПЗМ. 1940. №10;
       Философия Декарта. М.-Л., 1940;
       Метод и система Гегеля. М., 1941;
       Основные течения современной идеалистической философии. М., 1957;
       Философия неопрагматизма. М., 1959;
       Фейербах. М.,1967;
       Дж.Беркли. М., 1970;
       Кьеркегор. М., 1972;
       Гассенди. М., 1974;
       Шопенгауэр. М.,1975;
       Стер Брабантский. М., 1979.

И.Ю.Алексеева, Е.В.Зорина

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:01:56 UTC