Адоратский Владимир Викторович [19.08.1878-05.06.1945]

Адоратский Владимир Викторович [07(19).08.1878 - 05.06.1945]
       - философ, историк.
       Род. в Казани.
       В 1903 окончил юридический факультет Казанского университета. Член РСДРП с 1904.
       В 1905 арестован, в 1906 выслан за границу.
       С 1914 по 1918 - в Германии в качестве гражданского пленного. Вернувшись в Россию, работал в Казанском университете, Наркомпросе, Государственном архиве РСФСР, преподавал в институте Красной профессуры, первым директором которого он был, в Коммунистическом университете им. Свердлова (1919-1920). Один из основателей Социалистической (позднее - Коммунистической) академии.
       Директор ИФ Коммунистической академии (1931-1936), директор (1931-1938) и главный редактор (1938-1941, 1944-1945) Института Маркса - Энгельса - Ленина, директор (1936-1939) и старший научный сотрудник. (1941-1944) ИФ АН СССР.
       С 1932 - академик АН СССР.
       Мировоззренческой основой взглядов Адоратского являлись материализм, диалектика и социально-политическая доктрина Маркса; А. отстаивал революционно-социалистические ценности.
       В 20-е гг. выступал против "идеологии". Идеологическое сознание, считал он, есть порождение строя, основанного на эксплуатации. Оно и выработалось у эксплуататоров, получивших в свои руки монополию на "разработку мышления". "Идеология - это своеобразная аберрация ума, отражающего действительность извращенно, в перевернутом виде. Продукты своего мышления, свои идеи человек принимает за самостоятельные сущности. Ему кажется, что эти порождения ума определяют собой всю действительность, тогда как на самом деле они являются бессознательно неправильными отражениями действительно существующих отношений" (Об идеологии // Под знаменем марксизма. 1922. №11-12. с.201). Идеологу кажется, что государство объединяет обществово, что оно выше общества и защищает общие интересы всех. А на самом деле государство - это организация власти социальной группы, класса, существующая ради охранения отношений эксплуатации. Все обусловлено, в конечном счете, экономическим строем, классовым строением общества. Борьба за материальные интересы классов принимает обманчивый вид борьбы за политические принципы.
       Идеологию, считал Адоратский, можно определить как оторвавшееся от действительности сознание, потерявшее сознательную связь с этой действительностью и отражающее последнюю неправильно, в перевернутом виде. Основываясь на тщательном анализе работ К.Маркса и Ф.Энгельса, Адоратский приходил к выводу: "марксизм - враг идеологии". (Там же. с.202.)
       Раскрывая социальные причины существования идеологии, Адоратский считал, что наступило время преодоления идеологии. Мышление, зараженное идеологизмом, не может быть научным. Высшая идеология - философия - подготовила все для своего собственного отрицания, для уничтожения вообще идеологичности в мышлении. Он писал о коренном отличии философского знания как созерцательно-теоритического от марксистского, практического. Отсюда утверждение о необходимости отказа от философии. как старой идеологической доктрины, совместимой с "духом эксплуататорского общества". Историческое развитие диалектики и материализма вплотную подвело к решению такой задачи. "Метод диалектического материализма как раз и представляет собой тот аппарат, который разрушает идеологическую аберрацию и делает возможным настоящее научное теоретическое познание. Это научное познание должно основываться на основательном и добросовестном изучении фактов действительности" (С. 206).

П.В.Алексеев

       * * *
       В целом положение Адоратского о возможном упразднении всякой идеологии не было однозначным, оно выражало, помимо прочего, стремление избавиться от излишней идеологизированности в научных исследованиях, что и порождало своеобразный "философский нигилизм".
       В 20-е гг., в период дискуссии о связи марксистской философии с естествознанием, Адоратский критиковал как "механистическую", так и "формалистическую" линии в философии. Исследуя сущность научного мышления, Адоратский подчеркивал его деятельностную сторону, активность субъекта познания, предвосхитив в какой-то степени положения "деятельностной" концепции в интерпретации сущности человека. Высоко оценивал диалектический метод, считал его "средством радикальной революции в мышлении"; вслед за Марксом критиковал идеализм гегелевской диалектики.
       Значительное место в творчестве Адоратского занимает изучение биографий и наследия К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина.
       Адоратский являлся редактором первых публикаций на русском языке и языке оригинала в нашей стране "Капитала", "Диалектики природы", "Немецкой идеологии", "Анти-Дюринга".

Е.В.Зорина

Соч.:
       Об идеологии // ПЗМ. 1922. №11-12;
       О теории и практике ленинизма. М.-Л., 1924;
       Маркс, Энгельс, Ленин и Гегель (марксизм-ленинизм и гегелевская диалектика). М., 1932;
       О философских работах Ленина // В.И.Ленин. Философские тетради. М., [1934];
       Избранные произведения. М., 1961.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:01:32 UTC