Чайковский Николай Васильевич [07.01.1851-30.04.1926]

Чайковский Николай Васильевич [26.12.1850 (07.01.1851)-30.04.1926]
       - политический деятель, один из идеологов народничества.
       Род. в Вятке. Происходил из дворян.
       Обучался на естественном отделении Петербургского университета. Руководил кружком радикальной молодежи (кружок "чайковцев" зародился в Петербурге в ходе студенческих волнений 1868-1869 как группа противников С.Г.Нечаева), тяготевших к "активному народничеству". Изучал О.Конта, К.Маркса и др.
       Основное настроение кружка определялось сознанием "неоплатного исторического долга перед народом". Этический идеализм сочетался с материализмом. Через несколько лет, однако, Чайковский вступил в период острого идеологического кризиса, приведшего к религиозному миросозерцанию, с позиций которого Чайковский и пытался обосновать свое народничество.
       В 1926 он писал: "Теперь, когда моя 75-летняя жизнь приходит к концу, я ставлю вопрос: нашел ли я цельное миропонимание, абсолютную Правду, абсолютное Добро и главное - абсолютную Любовь? И я отвечаю вам смело и решительно: да, я нашел... Нельзя жить одними условными полезностями в царстве Кесаря, не имея царства Божия с Его абсолютным благом...". В изложении самого Ч. его богосознание может быть сформулировано так: "мир - единый, бесконечный и живой организм... человек - лишь часть этого организма, орган его - чувствующий и сознающий. Его душа - только часть мировой души... когда душа в своем оживлении сливается с душой целой вселенной, тогда-то мы слышим Бога - прежде всего в самих себе, потом и в других, и в природе, и в небе, то есть чувствуем и мыслим космос, как одно целое... Вселенная, это - живой Мировой Бог...".
       Эволюция Чайковского, отмечает В.В.Зеньковский, не типична, но типичны его религиозные искания, вскрытие той религиозной жажды, которая была в глубине русского секулярного радикализма. "Даже фанатически настроенные русские атеисты по существу одушевлены пламенным, чисто религиозным энтузиазмом,- и история духовного кризиса Чайковского тем и замечательна, что она вскрывает эту скрытую религиозную энергию не в одном радикальном народничестве, но вообще в русском секуляризме" (3. "ИРФ". T.I. ч.2. С.149-150).
       После разгрома кружка чайковцев осенью 1874 Чайковский эмигрировал в США. Создал колонию "богочеловеков".
       В 1880 поселился в Лондоне. Один из организаторов "Фонда Вольной русской прессы".
       В 1906 вернулся в Россию. Один из лидеров русских масонов. После Февральской революции - член ЦК трудовой народно-социалистической партии.
       В январе 1919 эмигрировал. В начале 1920 - член сформированного А.И.Деникиным правительтва. После поражения Деникина уехал в Париж, затем в Лондон.
Соч.:
       Религиозные и общественные искания. Т.1. Париж, 1929;
       Воспоминания //Н.В.Чайковский. Париж, 1929;
       Открытое письмо к друзьям // Н.В.Чайковский. Париж, 1929.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:01:30 UTC