Бехтерев Владимир Михайлович [01.02.1857-24.12.1927]

Бехтерев Владимир Михайлович [20.01(01.02).1857-24.12.1927]
       - невропатолог, психиатр, психолог, выступал по проблемам философской онтологии, теории познания и социальной философии.
       Род. в с.Сорали Вятской губ.
       В 1878 окончил Медико-хирургическую академию,
       с 1885 заведовал кафедрой психиатрии Казанского университета, где впервые создал психофизиологическую лабораторию; основал журнал "Неврологический Вестник" (1893) и Казанское общество невропатологов и психиатров.
       С 1893 - профессор Петербургской Военно-медицинской академии,
       с 1897 - профессор женского медицинского института,
       с 1908 - директор организованного им Психоневрологического института.
       В 1918 возглавил организованный по его инициативе институт по изучению мозга и психической деятельности. Бехтерев пытался связать анализ психических явлений с физическими и социальными раздражениями, с изучением реакций на эти раздражения. Внутренние же процессы, ведущие к реакциям (поведению индивидов или коллективов), оказывались, с его точка зрения, энергетическими по своему существу. Скрытая энергия организма есть, по Бехтерев, проявление энергии как деятельного начала в природе. Психическое сливается с физическим в едином энергетическом потоке. К концу второго 10-летия XX в. Бехтерев окончательно переходит с позиций психофизического параллелизма на позиции энергетического монизма.
       В работе "Бессмертие человеческой личности как научная проблема" (1918) он утверждает необходимость дополнения идеи социального бессмертия личности идеей индивидуально-энергетического бессмертия человека.
       В работах, написанных до 1923-1924, Бехтерев продолжал разрабатывать рефлексологическое мировоззрение ("эволюция", "энергетический монизм"). Связь рефлексологии с энергетическим монизмом не была случайной. Она была обусловлена в значительной степени неприятием Бехтеревым субъективной психологии, которая, как он считал, была оторвана от эксперимента, от физики, химии, физиологии.
       В монографии "Коллективная рефлексология" Бехтерев пытался применить свой "энергетический монизм" к сфере социальных явлений. В ряде случаев он высказал идеи, получившие признание в социальной психологии, однако недооценивал специфику социальной сферы. "Наблюдение и опыт,- писал он,- приводят нас к выводу, что основные законы соотносительной деятельности собирательной личности те же, что и для всей вообще живой и неживой природы. Здесь путем анализа раскрываются те же общие космические законы, как закон сохранения энергии, тяготения, отталкивания, противодействия равного действию, подобия, ритма, энтропии, эволюции, дифференцировки, обобщения или синтеза, приспособляемости, отбора, инерции и т.п." ("Коллективная рефлексология". С.26).
       Бехтерев рассматривал марксистское учение об обществе как одно из многих течений социологической мысли. Считал необходимым всю социологию свести к естествознанию, дабы сделать ее "объективной". "Социология, чтобы быть наукой строго объективной,- утверждал он,- должна опираться главным образом на две науки - биологию и разрабатываемую мною рефлексологию" (Там же. С.6). В социальной жизни, по его мнению, мы встречаемся в сущности с теми же рефлексами в форме обществ, движений и с тем же их развитием и течением, какие находим и в деятельности отдельной личности. Основа обществ, жизни - в "коллективных рефлексах", т.е. в реакциях коллективов людей ("собирательных личностей"), на различные стимулы - воздействия среды.
       Вместе с тем Бехтерев писал о значительном воздействии космических факторов на исторические события, приходил к выводу об определяемости социальных революций максимумом пятен на солнце, о необходимости составить "политический гороскоп грядущих лет". На основе анализа характера солнечных пятен Бехтерев приходил к негативной оценке социалистических революции в России. Его политическая позиция того времени (1921) выражена, в частности, в словах: "Взбаламученное море народных масс... устремилось за демагогами интернационалистического склада и потому должно было одержать верх - и в действительности одержало его - общественное течение как против войны, так и против буржуазии и капитализма вообще"; большевизм превратил революцию "из общенациональной в партийную революцию", но "со временм, однако, и большевизм начинает разочаровывать массы" (Там же. С.406).
       Позже Бехтерев приходит к признанию Советской власти, заявив, в частности: "Сейчас же в ученом кругу считается даже странным не признавать огромных успехов и исторической мудрости Октябрьской революции" (цит. по: Залкинд А.Б. "Очерки культуры революционного времени". М., 1924. С. 154). В 1925 выступил со статьей и книгой о связи рефлексологии с марксизмом.
Соч.:
       Теория образования наших представлений о пространстве. СПб., 1884;
       Сознание и его границы. Казань, 1888;
       Психика и жизнь. СПб., 1902;
       Основы учения о функциях мозга. Т.1-7. СПб.,1903-1907;
       Объективная психология. Вып.1-3. СПб., 1907-1910;
       Психика и жизнь. 2-е изд. СПб., 1904;
       О сближении славянских народов на почве науки // Вестник Европы. 1909. №7;
       Общая диагностика болезней нервной системы. 4.1-2. СПб., 1911-1915;
       Коллективная рефлексология. Пг., 1921;
       Общие основы рефлексологии человека. М.-Пг., 1923;
       Психология или рефлексология? [на обложке - "Психология, рефлексология и марксизм"]. Л., 1925;
       Диалектический материализм и рефлексология. [В соавт.] // ПЗМ. 1926. №7-8;
       Мозг и деятельность. М.-Л., 1928;
       Избранные произведения М., 1954;
       Объективная психология. 2-е изд. М., 1991;
       Избранные работы по социальной психологии. (Коллективная рефлексология. 2-е изд.;
       Данные эксперимента в области коллективной рефлексологии). М., 1994.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:01:24 UTC