Ерахтин Арнольд Валентинович [30.05.1940]

Ерахтин Арнольд Валентинович (р. 30.05.1940)
       - специалист в области философских вопросов естествознания, онтологии и теории познания; доктор философских наук, профессор
       Род. на станции Сон Хакасской автономной обл. Красноярского края.
       В 1962 окончил Омский институт инженеров железно-дорожного транспорта, а в 1966 - аспирантуру при кафедре философии Томского университета.
       Работал старшим преподавателем этой кафедры,
       с 1970 по 1977 - доцент кафедры философии Краснодарского политехи, института,
       с 1977 - доцент,
       а с 1992 - профессор кафедры философии Ивановского университета и Ивановской архитектурно-строительной академии.
       В 1967 защитил кандидатскую диссертацию, посвященную проблеме соотношения причинности, пространства и времени,
       в 1991 - докторскую диссертацию "Диалектика становления мышления и сознания".
       Действительный член Академии социальных наук РФ.
       В работах Ерахтин обоснован философский статус актуалистического метода, раскрыты его специфика и место в системе отношений "историко-логическое". На основании философии осмысления новейших открытий отечественной и зарубежной науки предложено решение проблемы генезиса мышления и сознания, в частности, показано, что в генетическом аспекте мышление является более широким понятием, чем сознание, и появляется раньше его.
       Выдвигается гипотеза о полиморфности языка, раскрываются специфика и познавательные возможности наглядно-действенного, наглядно-образного и вербально-понятийного мышления, дается обобщенная формулировка категории мышления, которая в отличие от традиционного, связывающей ее только с высшей формой понятийного отражения, включает в свое содержание и внерациональные, наглядные его формы. Эти формы, качественно преобразованные в процессе филогенетического развития, выступают фундаментом сознания, подсознания и сверхсознания, составляющих духовный мир человека.
       Обосновывая новый концептуальный подход к анализу биологических предпосылок и реконструкции основных этапов становления мышления, сознания и языка, Ерахтин представил концепцию "интеллекта" антропоидов, выявив его специфику и место в филогенезе психических форм отражения, разработал новую теоретическую модель антропосо-циогенеза - концепцию "трех скачков", согласно которой в процессе перехода от биологического к социальному следует выделять три узловых момента в становлении человека и общества. Первый скачок связан с началом становления трудовой деятельности "человека умелого" (Около 3 млн. лет назад), осуществляющейся на основе наглядных форм мышления и протоязыка; второй скачок происходит при появлении архантропов (Около 1 млн. лет назад), у которых возникает язык, понятийное мышление и сознание; третий скачок обусловлен переходом от эпохи первобытного человеческого стада к родовой общине, появлением человека современного типа.
Соч.:
       Пространственно-временное соотношение причины и следствия // "Философские науки" 1973. №5;
       Принцип причинности в специальной теории относительности // Современный детерминизм и наука. Т.2. Новосибирск, 1975;
       О природе "интеллекта" высших животных // "Философские науки" 1982. №2;
       Философские проблемы этологии и зоопсихологии. [В соавт.]. М., 1984;
       О предпосылках возникновения человеческого мышления и языка. [В соавт.]// "Философские науки" 1986. №1;
       Актуализм и его роль в исторической реконструкции. [В соавт.] // "Философские науки" 1987. №8;
       Предмет и специфика философского знания // Диалектика как методология научного познания. Иваново, 1988;
       Диалектика становления мышления и сознания. Свердловск, 1989;
       Проблемы мышления и сознания в философии и научном познании. Иваново, 1990;
       Проблема онтологии сознания в марксистской и современной западной философии // Философия сознания в XX веке: проблемы и решения. Иваново, 1994;
       Современная западная философия. ч.1. От позитивизма к постпозитивизму. Уч. пос. Иваново, 1994;
       Современная западная философия. ч.2. Философская антропология и психоанализ. Уч. пос. Иваново, 1996;
       Проблема монизма и плюрализма в преподавании базового курса философии // Проблемы преподавания философии в высшей школе. М., 1996;
       Проблема онтологии в философии диалектического материализма // Философский альманах. Иваново, 1999. №3-4.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:01:10 UTC