Суркова Людмила Вениаминовна [12.09.1951]

Суркова Людмила Вениаминовна (р.12.09.1951)
       - специалист по онтологии и теории познания; доктор философских наук, доцент
       Род. в Ульяновске.
       Окончила историко-филологический факультет Ульяновского государственного педагогического института (1972), заочную аспирантуру философского факультета МГУ (1981).
       С 1974 по 1987 работала на кафедре философии Ульяновского политехнического института.
       С 1989 - старший преподаватель, с 1994 - доцент МГУ (Институт государственного управления и социальных исследований, кафедра философии и методологии науки).
       Докторская диссертация - "Парадигма техницизма в цивилизационном процессе" (1997).
       Главной своей задачей Суркова ставит создание современной концепции техницизма не только как способа мышления, но как парадигмы сознания, с учетом новой, неклассической традиции философствования XX столетия. Согласно данной концепции, основной традиционной программы исследования техницизма соответствуют трем главным способам "представленности" техники в мире и могут быть определены как идеологическая, социокультурная и гносеологическая. Различие их методологических принципов состоит в том, что техника рассматривается: а) как инструмент, материальный посредник между человеком и природой; б) как способ организации жизни социума; в) как способ познания. Адекватным основанием для разработки новой концепции исследования техницизма выступает идея соотношения классических и неклассических подходов к пониманию природы и структуры сознания. При этом появляется возможность раскрытия многомерности творческих процессов сознания субъекта цивилизационного процесса через рассмотрение смыслового континуума сознания в виде "поля оппозиций".
       Неклассическому пониманию природы и структуры сознания соответствует новое определение методологии фундамента техницизма - технологический редукционизм. Оно базируется на понимании техницизма не только как способа мышления, но и как парадигмы сознания. С этих позиций техницизм предстает как редукционистская, инструментально-технологическая парадигма сознания, в основе которой - технологически обусловленная редукция сознания к его рефлексируемым формам. Таким образом, выявляется философский эвристический смысл понятия "техницизм" как одного из объяснительных принципов сознания субъекта цивилизационного процесса. Предлагаемая интерпретация техницизма как технологического редукционизма соответствует логике развития исследования техногенной цивилизации в XX в. Это соответствие прослеживается в тенденциях "снятия" жесткой противопоставленности: а) человека и "материальной" техники; б) человека и техники как инструмента познания.
       Техницизму как технологизации познания противопоставляется идея "когерентности" инструментальных и целевых моментов познания. Роль парадигмы техницизма в цивилизационном процессе обусловлена не только развитием техники в ее традиционном понимании, но также эволюцией технологической (редуцирующей) компоненты сознания, ее все большей ассимиляцией цивилизацией. Парадигма техницизма создает постоянную реальную возможность "взрывного" варианта развития цивилизации. Соответственно, роль предлагаемой интерпретации техницизма как технологии редукционизма проявляется в нахождении и "снятии" конкретных исторических форм технологической редукции.
Соч.:
       Технократизм: социокультурный феномен. М., 1992;
       Этика современной науки. [В соавт.]// Вопросы истории естествознания и техники. 1997. №4;
       О востребованности диалектики в эпоху постмодернизма. [В соавт.]// Вестник МГУ им. М.В.Ломоносова Сер."Философия". 1998. №3;
       Парадигма техницизма в цивилизационном процессе. М., 1998.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:01:08 UTC