Бакунин Михаил Александрович [18.05.1814-01.07.1876]

Бакунин Михаил Александрович [18.05.1814-19.06(01.07).1876]
       - философ, публицист, общественный деятель.
       Прошел сложный путь духовной эволюции от гегельянства до материализма и анархизма.
       Род. в имении отца в Тверской губ.
       С 1828 по 1832 учился в артиллерийской школе, с 1832 по 1834 служил в армии.
       Выйдя в отставку в 1834, примкнул к кружку Н.В.Станкевича, сблизился с В.Г.Белинским. Изучал философию Канта, Фихте, Гегеля. Будучи убежденным гегельянцем, Б. истолковывает в это время действительность как вечную божественную жизнь, волю и деятельность духа.
       В 1840 Б. уезжает учиться в Германию. Там сближается с А.Руге, В.Вейтлингом, П.Прудоном, К.Марксом и Ф.Энгельсом. Активно включившись в революционную деятельность, занимает в это время позиции революционного демократизма просветительского толка; постепенно отказывается от философии "метафизики", целиком переключаясь на практику политической борьбы.
       За участие в революции 1848-1849 он был дважды (судами Саксонии и Австрии) приговорен к смертной казни.
       В 1858 выдан правительству Николая I и после длительного заключения сослан в Сибирь на поселение.
       В 1861 бежит из ссылки и вновь включается в европейское революционное движение. К середине 60-х гг. взгляды Бакунин складываются в целостное, анархическое по сути мировоззрение.
       Написанное в 1867 сочинение. "Федерализм, социализм и антителеологизм" расценивалось им самим как главная его философская работа. Пытаясь воплотить в жизнь анархистские идеалы, Б. в 1861 вступает в Международное товарищество рабочих (I Интернационал) и развертывает борьбу против Маркса.
       В 1868 создает свой тайный "Международный альянс социалистической демократии".
       В 1872 за раскольническую деятельность исключен из рядов Интернационала.
       В 1870 участвует в восстании рабочих Лиона, активно приветствует и поддерживает Парижскую Коммуну.
       В 1873 выходит одна из центральных книг Б. "Государственность и анархия", вызвавшая живейшие отклики.
       Умер Бакунин 1 июля 1876 в швейцарском г.Берн.
       Узловой момент мировоззрения Бакунин - концепция закономерностей возникновения государства, его роли в жизни общества и путей к его "разрушению" во имя установления безгосударственного обществественного самоуправления. Определенной позитивной роли государства в истории Бакунин не отрицал. В его глазах государство - зло, но зло исторически оправданное, в прошлом необходимое; общество и государство не тождественны, а государство не вечно, оно - лишь временная общественная форма, которая должна исчезнуть. "С государством,- писал Бакунин в "Программе славянской секции" в Цюрихе,- должно неминуемо погибнуть все, что называется юридическим правом, всякое устройство сверху вниз путем законодательства и правительства, устройства, никогда не имевшего другой цели, кроме установления и систематизирования народного труда в пользу управляющих классов" (Философия. Социология. Политика. М., 1989. С.524-525).
       Антиэтатист, Бакунин мечтал о "безгосударственных" формах организации жизни общества. Его идеал - общественный организм, основанный на социально-политических началах самоуправления, автономии и свободной консолидации индивидов, общин, провинций и наций на принципах свободы, равенства, справедливости, братства. Ядро воззрений Бакунин на природу общественно-политической жизни таково: свобода без социализма - это несправедливость, а социализм без свободы - это рабство.
       В ранний период революционно-пропагандистской деятельности Бакунин стоял на позициях революционного панславизма, допуская жесткие и не всегда взвешенные выпады против политической и хозяйственно-экономической жизни неславянских народов, прежде всего Германии. В поздний период жизни в значительной степени преодолел свои панславянские иллюзии, мечтая подключить Россию к западно-европескому революционному движению. При этом справедливо критикуя патриархальность, отсталость и другие недостатки русской жизни, зачастую проявлял глубокое непонимание духовно-религиозных идеалов и ценностей российской культуры. Яркая, сложная и противоречивая личность Бакунин наложила несомненный отпечаток и на его социально-философское творчество.
Соч.:
       Письма к Л.И.Герцену и Н.П.Огареву. СПб., 1906;
       Полное собрание сочинений Т.1-2. СПб., 1907; Соч. в 6 т. Париж, 1907-1913;
       Собрание сочинений и писем в 4т. М., 1934-1935;
       Избранные философские сочинения и письма. М., 1987;
       Философия. Социология. Политика. М., 1989.

Л.В.Иванов

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:00:36 UTC