Рубинштейн Моисей Матвеевич [27.06.1878-03.04.1953]

Рубинштейн Моисей Матвеевич [15(27).06.1878-03.04.1953)
       - философ, психолог и педагог.
       Род. в Москве.
       Окончил в 1905 философское отделение Фрейбургского университета (Германия). После сдачи магистерского экзамена при Московском университете в 1912 работал здесь же приват-доцент, а с 1918 - профессор.
       Читал лекции по философии и психологии в университете Шанявского (с 1908) и на Высших женских курсах (1909).
       Организатор и первый ректор Восточно-Сибирского университета в Иркутске (1918-1920).
       С 1923 вел преподавательскую работу в вузах Москвы,
       в 1941-1943 был заведующий кафедрой педагогики Красноярского педагогического института.
       В 1943-1951 - профессор кафедры психологии в МГПИ им. В.И.Ленина.
       Будучи поклонником немецкой философии, Рубинштейн много размышлял о проблеме русской самобытной философии и ее отношении к философии западноевропейской. Полагая, что в России много философов, но нет еще философии, т.е. нет вполне самостоятельных философских учений, Рубинштейн видел причину этого в том, что русская мысль долгое время развивалась под чрезмерным давлением и опекой "практических интересов нашей ненормальной государственности и общественной жизни" (Философская и общественная мысль в России // Русская мысль. 1909. Март. С.181).
       Отвергая крайности славянофильства, он писал: "У нас, к сожалению, видят первый признак наличности самобытной философии в том, чтобы всеми силами открещиваться от всякой связи с западной, в особенности немецкой философии,- старый славянофильский мотив, перепеваемый заново нашим временем. Указание преемственной связи с Западом принимается за соответствующее умаление ценности русских мыслителей.
       Между тем интересы самобытной философии, желанные для всех, желанные уже просто с точки зрения общего развития философской мысли, не только не требуют прерывания этой связи, этих черных мазков по Западу, но, наоборот, прямо указывают на нее. Связь с классической философией, из которой вытекает необходимость внимательного изучения ее, а не разрыв с ней, является надежным залогом самостоятельного сотрудничества России в творческой философской мысли... Это не значит, что мы чаем правду только на Западе, мы отнюдь не думаем рекомендовать ученически перенять какую-либо школьную систему целиком. Это абсурдно уже потому, что таких законченных и признанных систем хотя бы у тех же немецких мыслителей мы не находим. Мы только дорожим связью с ними, так как убеждены, что Россия даст свое не в оторванности от Запада, а в тесной связи с ним" (Очерк конкретного спиритуализма Л.М.Лопатина // Логос. 1911. №12).
       Проблема смысла жизни для Рубинштейна является основной задачей философии, поскольку последняя есть "само миросозерцание, проводимое теоретически, по определ. методу в направлении на единую, цельную, общеобязательную систему. В центре этого учения должно стоять жизнепонимание" ("О смысле жизни". М., 1927. С. 18). Полагая жизнь в качестве "высшей ценности" в мире и "высшей категории" всякой философии, Рубинштейн указывал на то, что осмысленной ее можно считать только как "возможность конечно-бесконечной деятельности" (Там же. С. 190). Иными словами, "жизнь только тогда будет иметь смысл, самодовлеющий, способный удовлетворить личность, когда наряду со служением абсолютной задаче, жизнь обладает и своей собственной ценностью в данной конкретной форме" (Там же. С.189). Смысл жизни прежде всего в творческой сущности. На это отвечает особая теория - "монистический идеал-реализм" и "творч. антропоцентризм".
       Отмечая этот момент во взглядах Рубинштейна, его биограф А.Алешин (см.: "ГФ". С.453) констатирует: книга "О смысле жизни" (1927) подверглась ожесточенной идеологической критике, что сделало невозможной публикацию философских работ Рубинштейна.
Соч.:
       Логические основы системы Гегеля и конец истории // Вопросы философии и психологии. 1905. Кн.80;
       Генрих Рикнефт // Вопросы философии и психологии. 1907. Кн.86;
       К вопросу о методологии и гносеологии Декарта // Вопросы философии и психологии. 1909. Кн.97;
       Идея личности как основа мировоззрения. М., 1909;
       Философия и общественная жизнь в России // Русская мысль. 1909. Март;
       Кризис семьи как органа воспитания. М., 1915;
       История педагогических идей в ее основных чертах. М., 1916;
       Проблема смысла жизни в философии Канта // Вопросы философии и психологии. 1916. Кн.134;
       Социализм и его истинный смысл. М., 1917;
       Проблема смысла жизни у Вл. Соловьева. М., 1919;
       Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой. 4-е изд. М., 1920;
       История педагогических идей в ее основных чертах. 2-е изд. Иркутск, 1922;
       Проблема "Я" как исходный пункт философии // Сб. трудов профессоров и преподавателей Иркутского государственного университета. Вып.5. Иркутск, 1923;
       Эстетическое воспитание детей. 3-е изд. М., 1924;
       Социально-правовые представления детей и самоуправление. М., 1925;
       Половое воспитание с точки зрения культуры. М., 1925;
       О смысле жизни. ч.1. Л., 1927;
       О смысле жизни. ч.II. Философия человека. М., 1927;
       Юность: по дневникам и автобиографическим записям. М., 1928.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:00:36 UTC