Кувакин Валерий Александрович [08.05.1939]

Кувакин Валерий Александрович (р. 08.05.1939)
       - специалист по истории философии; доктор философских наук, профессор
       Род. в Москве.
       Окончил философский факультет МГУ (1967), аспирантуру того же факультета (1970).
       С 1970 работает на философском факультете МГУ,
       с 1984 - профессор.
       В 1986-1992 - заведующий кафедрой истории философии народов СССР (ныне кафедра истории русской философии).
       В 20-х гг. работал в институте научной философии.
       Докторская диссертация - "Религиозный идеализм в России эпохи империализма" (1980).
       Главный редактор (до 1992) журнала "Вестник МГУ им. М.В.Ломоносова Сер. Философия".
       Главный редактор ежеквартальника "Здравый смысл. Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов" (с 1966).
       Составитель, редактор и автор предисловия изданий: "Дж.Лоллер. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм" (М., 1982); "Г.Парсонс. Человек в современном мире" (М., 1985); автор предисловия к книге "Пол Куртц. Запретный плод. Этика гуманизма" (М., 1993); общая ред. и автор предисловия к книге "Пол Куртц. Искушение потусторонним. Гуманистический анализ религии и паранормального" (М., 1999). Редактор и один из авторов книги "История русской философии" (T.I, II. Буффало, 1994, на англ. яз.).
       Кувакин трактует мировоззрение В.И.Ленина как теоретическую практику с уже объективно данной теорией. Вводимое в этой связи понятие "посттеоретическое" имеет целью подчеркнуть "вторичный" характер работы с марксизмом, порождающей одновременно пуристскую и волюнтаристскую теорию практики теории. Специальное внимание уделено специфике ленинизма как особенного понимания, интерпретации и применения марксизма, что в качестве процедур было отрефлектировано самим Лениным. Его оригинальность усматривается в метатеоретическом (структурном, функциональном и общетеоретическом) осмыслении марксизма, в придании ему прикладного, инструментального и вместе с тем исключительно нормативного (догматического) характера.
       Установлено, что де-факто Ленин был не просто марксистским методологом и социологом, но и методологом и социологом марксизма как единого теоретически-практического исторического феномена. Рассматривая марксизм как теоретический объект, погруженный в общественную жизнь, Ленину удалось выявить ряд детерминаций и закономерностей его исторического развития, социального функционирования и теоретического роста. Однако его восприятие как строгой нормальной науки входило в противоречие с субъективистским привнесением в него идей, отвечающих социально-политическим идеалам и целям большевизма.
       Кувакин выдвигает идею трехмерной интерпретационной модели философии, ее понимания как единого и динамичного социоисторическо-теоретического феномена и обосновывает в этой связи интеграционную концепцию историологии, социологии и теориологии философии (1989). Дается экспозиция метафизики бытия и ничто как реальности нечеловеческого, фиксируется авторский опыт опознания неизвестности (1993).
       С начала 90-х гг. научные интересы Кувакина смещаются в области этики, культурологии, психологии, антропологии и неометафизики, чему способствовал мировоззренческий сдвиг от марксизма и религиозного экзистенционализма к светскому гуманизму, пробабилизму и селективному (методологическому) скептицизму (1996,1998).
       Систематическое изложение проблематики этого периода дано в книге 1998. Здесь представлено целостное изложение принципов и ценностей современого светского гуманизма, проанализированы экзистенционалические, психологические, нравственные и правовые основы гуманизма, дана интерпретация происхождения, смысла и перспектив человека, определены параметры гуманистического стиля мышления и образа жизни. Получает дальнейшее развитие представление новой метафизики, намеченное в 1993: мир истолкован как плюрализм самоочевидных субстанций: неизвестности, ничто, бытия (природы), общества и человека; развивается концепция транссубстанциальных коммуникаций, в которых человек предстает как генетически связанная, но становящаяся абсолютной в себе и для себя субстанция, находящаяся в системе частичной взаимоинтегрированности с другими субстанциальными реальностями; предлагается гуманистический, пробабилистический и креационистский сценарий происхождения и перспектив человека.
Соч.:
       Критика экзистенциализма Бердяева. М., 1975;
       Религиозная философия в России: Начало XX века. М., 1980;
       Философия Вл. Соловьева. М., 1988;
       Что такое философия? М., 1989;
       Мировоззрение В.И.Ленина. М.,1990;
       Опровержения и предположения Льва Шестова // "Философские науки" 1990. №2, 3;
       Бремя настоящего... // Вестник МГУ им. М.В.Ломоносова Сер."Философия". 1990. №2;
       Разговор с собой о смысле // Вестник МГУ им. М.В.Ломоносова Сер."Философия". 1991. №2;
       Личная метафизика надежды и удивления. М., 1993;
       Гуманизм в России: возможность или действительность? //Здравый смысл. 1996. №1;
       По какую сторону добра и зла? // Здравый смысл. 1998. №6;
       Базовые характеристики гуманистического мировоззрения // Здравый смысл. Спец. вып. 1998;
       Россия, гуманизм и открытое общество //На пути к открытому обществу. М., 1998;
       Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека (Философия, психология и стиль мышления гуманизма). М.-СПб., 1998.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:00:30 UTC