Гиппиус Зинаида Николаевна [20.11.1869-09.09.1945]

Гиппиус (в замужестве Мережковская) Зинаида Николаевна [08(20).11.1869-09.09.1945]
       - поэт, писатель, литературный критик.
       Род. в г.Белев Тульской губ.
       Училась в Нежине, потом в Москве, в гимназии Фишера.
       В 1888 в г.Боржоми познакомилась с Д.С.Мережковским и в 1889 вышла за него замуж; они прожили вместе 52 года, не разлучаясь ни на день. После переезда в Петербург Гиппиус активно участвует в литературной жизни столицы.
       С 1902 по 1912 выходят 6 книг рассказов Гиппиус, а также 3 романа и 2 сборника стихотворений.
       В 1899 Гиппиус сближается с редакцией журнала "Мир искусства", где печатаются ее стихотворения и статьи. В последующие годы совместно с Д.С.Мережковским, В.В.Розановым, В.А.Тернавцевым участвует в религиозно-философском собрании в Петербурге, где впервые встречаются и ведут собеседования писатели, философы, иерархи и священники Русской православной церкви. Вместе с Д.С.Мережковским и Д.Ф.Философовым Гиппиус уезжает в Париж, чтобы ближе узнать новые религиозные и революционные течения. Там выходит их книга "Царь и революция" (1907). Незадолго до Первой мировой войны Гиппиус возвращается в Россию.
       Октябрьскую революцию встретила крайне враждебно и вскоре порвала со всеми, кто сотрудничал с большевиками, в том числе с Блоком и Белым.
       В 1919 уезжает из Петрограда и тайно переходит русско-польскую границу около Гомеля.
       В 1920 Гиппиус и Д.С.Мережковский обосновываются в Париже.По воскресеньям у Мережковских собираются представители рус. зарубежья, а в 1925 начинаются вечера "Зеленой лампы", где выступают с религиозно-философскими, литературными, общественно-политическими докладами. Собрания "Зеленой лампы" длились до начала Второй мировой войны и были целой эпохой в жизни русского Парижа.
       В своих стихах Гиппиус борется с тленом жизни, страхом небытия и разлуки; в них сильны мотивы тоски по иному миру и вера в божественную природу любви, понимание, что "сущность любви есть ведение и видение Бога". Не принимала монархии в России, ибо последняя противоречит религиозным принципам. В критических статьях отличалась крайней резкостью тона и ультимативностью характеристик (псевд. Антон Крайний).
       Умерла в Париже.

Л.В.Иванов

       * * *
       Гиппиус не занималась философией профессионально. Тем не менее практически все ее творчество имеет своеобразное теоретическое основание в философии "нового религиозного сознания" (даже стихи Г. являются необычным примером философской лирики). Более того, Гиппиус, вместе с Д.Мережковским и В.Розановым, была одним из инициаторов этого течения начала XX в. Выработка взглядов Гиппиус происходила в постоянном творческом диалоге с формированием философского мировоззрения ее мужа. Многие идеи являются общими для обоих мыслителей.
       Для Гиппиус характерна мысль о "тройственном устройстве мира". Первая мировая сфера - личностная, единство человеческого "я". Вторая - выражение духовных потенций личности в любви к др. "я", когда человек перестает быть одиноким, но единственность каждого не теряется ("Живые лица". Кн.II. Тбилиси, 1991. С.247). (Здесь очевидно влияние эротической утопии В.Соловьева на взгляды Гиппиус) Третья же сфера - введение множественности другого "я", отношений между ними, общества, причем основой для третьей сферы являются две первые.
       Внимание к внутренней, духовной жизни человека поставило перед Гиппиус, получившей в детстве религиозное воспитание, вопрос о том, каким образом включается "мир-космос и мир человеческий в зону христианства", как отвечает реальная историческая церковь на духовные искания человека. Попыткой решения этого вопроса стало участие Гиппиус в знаменитых религиозно-философских собраниях, ставших ареной споров о будущем христианства.
       Гиппиус утверждает необходимость обновления христианства, соединения его нравственных ценностей со свободой исследований, творческой, реальной жизнью общества. "Мы соберемся, чтобы хотеньем / В силу бессилие преобразить. / Веру с сознаньем, мысль с откровеньем, / Разум - с любовию соединить",- провозглашает Гиппиус в одном из своих стихотворений ("Живые лица". Кн.1. С.71). Г., а вслед за ней и Мережковский приходят к выводу, что концепция "тройственного устройства мира" проявляется в истории и как логика религиозного движения: Ветхий Завет (сосредоточение на своем "я"), Новый Завет (пришествие любви к ближнему) и грядущий Третий Завет, "Третье Царство" новой религиозной общественности. "Третье Царство" представлялось Гиппиус результатом мистической революции. Необходимость такого духовного (не политического!) переворота в современном обществе вытекает из настоятельной потребности преодолеть отчуждение людей друг от друга, одиночество страдающего человека среди себе подобных: "Сквозь эту мглу, сквозь эту сетку, / Друг друга видим мы едва. / Чуть слышен голос через клетку, / Обезображены слова" (там же).
       Идеал Гиппиус - безгосударственная религиозно-общинная организация общества, в которой будет преодолена "бездна" между церковью и обществом, Богом и Миром.

О.Д.Волкогонова

Соч.:
       Новые люди. СПб., 1896;
       Зеркала.СПб., 1898;
       Собрание стихов. Кн.1-2. М., 1904-1910;
       Алый меч. СПб., 1906;
       Черное по белому. СПб., 1908;
       Литературный дневник. 1899-1907. СПб., 1908;
       Лунные муравьи. М., 1911;
       Роман-Царевич. М., 1913;
       Живые лица. Т.1-2. Прага, 1925;
       Петербургский дневник. 1914-1918. Белград, 1929;
       Стихотворения и поэмы. Т.1-2. Мюнхен, 1972;
       Дмитрий Мережковский. Париж, 1951 (М., 1991).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:00:26 UTC