Лощилин Александр Николаевич [14.04.1947]

Лощилин Александр Николаевич (р. 14.04.1947)
       - специалист в области онтологии и теории познания; доктор философских наук, профессор
       Род. в дер.Абрамцево Балашихинского р-на Московской обл.
       Окончил философский факультет МГУ (1976), аспирантуру МИФИ (1982).
       Работал на кафедре философии Московского государственного лингвистического университета (старший преподаватель, доцент, затем - профессор - по настоящее время);
       с 1984 по 1992 - ученый секретарь секции "Теории и методологии творчества" при Президиуме Философского общества СССР.
       Научные интересы Лощилин сосредоточены в области теоретических и методологических проблем творческой деятельности, исследования общей структуры человеческой деятельности, сущностных сил субъекта творческой деятельности, путей и способов формирования и развития творческих способностей в педагогической деятельности. Внес вклад в разработку общей теории творчества и конкретизацию ряда категорий, характеризующих процесс творчества.
       Согласно Лощилин, общая теория творчества может быть разработана только при максимальном использовании методологического и эвристического потенциала принципов и категориального аппарата философии на основе деятельностного подхода. Это позволяет выделить методологические принципы исследований и обобщить данные частных наук (психологии, педагогики, патентоведения и др.) по проблеме творчества. Творческая деятельность рассматривается как субъектно-объектное отношение. Творческая деятельность субъекта основана на реализации его сущностных сил, она проходит ряд этапов (проблема-цель-средства) и завершается получением продукта, его потреблением, что и является результатом творческого процесса.
       Анализ специфики получения продукта, его потребление и результат творчества позволяют выделить общую типологию творческой деятельности и общества в целом и проявление "дурной креативности", которое по формальным характеристикам подобно творчеству, но направлено во вред человеку (криминальная деятельность, разработка вооружений и др.). В педагогической деятельности необходимо развивать у обучаемых оптимистическое мировоззренческое, родовую потребность к творчеству, умение творить, созидать материальные и духовные ценности.
Соч.:
       Проблемный метод обучения и формирование творческих способностей // Комплексная система организации учебной и воспитательной работы в инженерном вузе. [В соавт.]. М., 1982;
       Сущностные характеристики творчества // Методологические проблемы научно-технического творчества. Рига, 1988;
       Азбука творчества. Краткий терминологический словарь по научно-техническому творчеству. [В соавт.]. Тюмень, 1989;
       Сущностные силы человека и гуманизм //Гуманизм: утраченный идеал или действительность? М., 1989;
       Историческое становление и развитие сущностных сил человека в деятельности //Историзм и творчество. ч.1. М., 1990;
       Субъектнообъектное отношение в структуре деятельности // Проблемы повышения созидательной активности. Калининград, 1990;
       Соотношение продукта и результата творческой деятельности // Новое понимание философии: проблемы и перспективы. М., 1993;
       Социальная природа философского знания // Актуальные проблемы социальной философии. М., 1998;
       Онтологический, гносеологический и темпоральный статус вероятностного знания // Актуальные проблемы социальной философии. М., 1998;
       Философские основания теории творчества. М., 1998.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:00:20 UTC