Касавин Илья Теодорович [07.11.1954]

Касавин Илья Теодорович (р. 07.11.1954)
       - специалист по теории познания; доктор философских наук, профессор
       Род. в Москве.
       Окончил философский факультет МГУ (1980) и аспирантуру того же факультета (1983).
       С 1983 работал в ИФ РАН в секторе теории познания: младший научный сотрудник, научный сотрудник, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник.
       В настоящее время - главный научный сотрудник (с 2000).
       Профессор университета РАО. Генеральный секретарь организованного им Центра по изучению немецкой философии и социологии (с 1994).
       Кандидатская диссертация - "Философские основания гносеологического анархизма Пола Фейерабенда" (1983),
       Докторская диссертация - "Традиция в структуре познавательного процесса" (1989).
       Редактор и составитель книги "Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания" (М., 1990), "Наказание временем. Философские идеи в современной русской литературе" (М., 1992), "Познание в социальном контексте" (М., 1994, в соавт.), "Религия. Магия. Миф. Современные философские исследования" (М., 1997, в соавт.), "Знание за пределами науки. Герметизм, магия, алхимия, астрология в интеллектуальных традициях I-XIV вв. Антология", т.1, М., 1996, "Герметизм, магия, натурфилософия в культуре XIII-XIX вв." (1999), "Разум и экзистенция" (М., 1999, в соавт.) и др.
       Основные идеи К. связаны с проблематикой многообразия знания и социальности познания. Опираясь на некоторые идеи В.А.Лекторского, Д.Блура, С.Фуллера и Э.Годмана, он предложил вариант социальной теории познания (СТП), радикально расширяющий ее предметную область, что позволяет анализировать не только научное, истинное, вербализированное знание, но все когнитивное многообразие сознания, деятельности и общения. СТП предполагает социокультурную интерпретацию классических, теоретико-познавательных категорий, отдавая приоритет не логическим способам анализа и методам истинностной оценки, но феноменологическому описанию и типологическому анализу знания. Она связывает философский подход к знанию прежде всего с исследованием не предметного, а его социального содержания.
       В дальнейшем Касавин, исходя из некоторых идей К.Хюбнера, М.К.Петрова А.Я.Гуревича, Э.Эванс-Причарда и М.Дуглас, разрабатывал концепцию креативной онтологии знания, призванной дополнить СТП до целостной неклассической эпистемологии (НЭ). В последней такие категории, как "знание", "истина", "рациональность", "прогресс познания", "традиция", "пространство", "время" и др. понимаются уже не только как позиции рефлексии, выражающие социокультурное содержание знания, но выступают как онтологические стратегии, учитывающие размерность целостного индивида. НЭ вводит тем самым элементы специфической антропологии и онтологии, выражением которых выступают новые концепты, в том числе заимствованные из других гуманитарных наук (познавательная установка, миграция, оседлость, местность, путь, предельный опыт, архэ, исторического априори, индивидуальная культурная лаборатория).
       Анализ возникновения человеческого познавательного отношения (так называемой "познавательной установки") вовлекает в центр внимания первобытные и архаические формы культуры и главным образом - процесс и следствия человеческих миграций. НЭ демонстрирует фундам. значение миграции как постоянного креативного процесса, который реализуется не только в сфере географии расселения, но в многообразных формах деятельности, общения и познания. Понятие миграции фактически оказывается системообразующей метафорой человеческого фило- и онтогенеза, динамики культуры, развития знания. Предлагаемый К. междисциплинарный подход объединяет элементы социальной теории познания, феноменологической культурологии и герменевтики с методами и результатами социальной и культурной антропологии, палеоантропологии, когнитивной психологии, лингвистики, истории географии.
       Специфика НЭ существенно определяется изучением взаимосвязей между пространственно-временными, экологическими, социокультурными и метафизическими измерениями знания. Базируясь на некоторых подходах Х.Борхеса, К.Гирца, А.Шюца и К.Юнга, Касавин разрабатывал с целью дополнительного эмпирического обоснования НЭ элементы исторической эпистемологии, использующей для реконструкции истории познания междисциплинарный метод case studies.
       Особенность его интерпретации Касавина состоит в персонификации когнитивных эпох в образах героических персонажей (вождей и шаманов, мифических героев, путешественников, философов, ученых), стилизованные фрагменты биографий которых задают архетипы культурной истории. Здесь НЭ смыкается с художественной литературой, используя ее методы для типизирующей реконструкции творческой индивидуальности.
Соч.:
       Теория познания в плену анархии. М., 1987;
       Шаман и его практика //Природа. 1988. №11;
       Рациональность в познании и практике. [В соавт.]. М., 1989;
       Познание в мире традиций. М., 1990;
       О дескриптивном понимании истины // "Философские науки" 1990. №8;
       In the former Soviet Union. Studies in social epistemology // Social Epistemology, 1993, №2;
       Zur deskriptiven Auffassung der Wahrheit // Allgemeine Zeitschnft fuer Philosophic, 1994, №3;
       Zur geistigen Situation in Europas Osten. Diskussion mit Ilia Kassavine und Wlodzimierz Borodziej. Frankfurt, 1996;
       Berkeley revised: A new metaphysics for the social epistemology // Epistemologia, 1996, №3;
       Человек мигрирующий: онтология пути и местности // Вопросы философии. 1997. №7;
       Ansaetze zu der sozialen Erkenntnistheorie. Bremen. 1997;
       Изобретение веры. Авраам и Иов //Вопросы философии. 1999. №2;
       На пути от письменного стола к библиотеке и обратно. Интерьер лаборатории Х.Борхеса //Историко-философский ежегодник-1997. М., 1999;
       Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. СПб., 1999;
       Традиции и интерпретации. Фрагменты исторической эпистемологии. СПб., 2000;
       Пространство и время: в поисках "естественной онтологии" знания // ОН. 2000. №1;
       Штрихи к образу. Индивидуальная культурная лаборатория Василия Гроссмана //Вопросы философии. 2000. №7;
       Человек перепутья. Познание как иносказание // Философский факультет. Ежегодник-2000. №1.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:00:14 UTC