Ридигер Алексей Михайлович [23.02.1929-05.12.2008]

Алексий II, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси (Алексей Михайлович Ридигер) (р. 23.02.1929) [ум.5.12.2008]
       - 15-й предстоятель Русской Православной Церкви с введения Патриаршества на Руси (1589).
       Род. в Таллине, в семье выходцев из С.-Петербурга.
       Обучался в русской средней школе в Таллине. Окончил Ленинградскую Духовную академию (1953) по первому разряду и был удостоен степени кандидата богословия.
       17 августа 1958 возведен в сан протоиерея.
       В марте 1959 назначен благочинным Тарту-Вильяндинского округа.
       3 марта 1961 в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры протоиерей Алексей Ридигер принял монашеский постриг.
       21 августа 1961 иеромонах Алексий возведен в сан архимандрита. В сентябре того же года состоялась его хиротония во епископа Таллинского и Эстонского.
       В июне 1964 указом патриарха Алексия I епископ Алексий был возведен в сан архиепископа, а в декабре - назначен управляющим делами Московской патриархии. В этой должности он пробыл до 1986, когда стал митрополитом Ленинградским.
       В 1990 Поместный собор избрал его Патриархом Московским и Всея Руси. В этот сложный для страны, а следовательно, и для Церкви период Патриарху Алексию II удалось в условиях распада СССР сохранить целостность и единство церковного организма на всей территории бывшего Союза.
       Московская патриархия, ведомая Алексием II, сумела в значительной мере восстановить церковно-административную структуру. Количество приходов увеличилось почти в 4 раза. Были восстановлены сотни иноческих обителей и среди них такие столпы русского православия, как Оптина Пустынь, Валаамский монастырь и др. светильники православия. Открылись десятки духовных школ, училищ и семинарий, издательств религиозной литературы. Патриарх встал на позицию независимости Церкви по отношению к правительственным структурам (см.: Д.В.Поспеловский. Русская православная церковь в XX веке. М.,1995. С.415, 437). Однако мудрость духовного пастыря, хорошо понимающего современное положение государства и народа, звучит в высказываниях Святейшего Патриарха о взаимоотношениях Церкви, государства и общества: "...Больное общество нуждается в любви и терпимости" (Московский церковный вестник. 1991. Июль. №13. С.З); "Движение навстречу друг другу, стремление понять друг друга является необходимым условием нормальной общественной жизни. Церковь и государство призваны к мирному соработничеству..." (Рождественские чтения-96. М., 1996. С.З); "Церковь не нуждается в симфонии с государством... Но если на повестку дня встает задача возрождения и укрепления России, может ли Русская Православная Церковь оставаться сторонним наблюдателем? Церковь всегда помогала государству, и благодаря ее духовной поддержке возвышалась Русская Земля. По нашему глубочайшему убеждению, Церковь должна быть отделена от государства, но не должна и не может быть отделена от общества, ибо члены общества и составляют Тело Церкви. Церковь заботится о духовном, о вечных и непреходящих ценностях. Однако у Церкви и государства есть общие задачи, которые надо решать вместе и только вместе. Это вопросы воспитания и образования, проблемы нравственного здоровья общества, обретения мира и согласия, преодоления межнациональной вражды" (там же. С.7-8).
       Народное образование Алексий II относит к великим делам. "Церковь никому ничего не навязывает, но с пастырским попечительством обращается ко всем. Я не раз повторял, что задачи воспитания и образования относятся к самым насущным, самым важным. От их решения непосредственно зависит будущее нашего Отечества. Воспитание может быть по-настоящему успешным, если будет обращено к душе данного конкретного человека... Тысячелетний духовный опыт не мог остаться втуне, он запечатлен в сердечной глубине... Стяжав мир душевный и благодать Божию, сможет он одолеть любой общественный кризис, и не только одолеть, но и выйти из него очищенным и обновленным..." (там же. С.6-7).
       По его благословению в 1992 - начале 1993 открылись Свято-Тихоновский богословский институт и Российский православный университет - учебные заведения нового для современной России типа - призванные готовить не столько священнослужителей, сколько главным образом богословски образованных мирян. Среди действующих факультетов - философско-богословский.
       16 марта 1993 за заслуги в деле возрождения духовного образования Святейший Патриарх Алексий II был избран академиком Российской академии образования. Выступая на общем собрании этой академии с докладом, Патриарх сказал: "Образование - это главная задача Церкви. Ведь само это слово происходит от слова "образ". Образовать человека - означает не просто придать ему некую сумму знаний, но и выявить в нем определенный образ. Христианский взгляд на человека видит в нем образ Божий. Во многом он замутнен и затемнен грехами, но до конца неуничтожим, поэтому задача духовного преображения человека, которой служит Церковь, сродни задаче реставраторов икон: темный лик надо очистить от наслоений и явить миру изначальную красоту и сияние красок и линий, гармонию лика". Смысл жизни человека Патриарх видит "в его личном совершенстве, чтобы с годами он становился лучше, добрее и сеял вечное, доброе в сердца окружающих людей".
       В 1993 Патриарху присвоено звание почетного профессор МГУ за выдающиеся заслуги в деле духовного возрождения России.
       С 1996 он - действительный член (академик) Международной академии информатизации. В церковной и светской печати в России и за рубежом опубликовано более 450 статей, выступлений и работ Святейшего Патриарха на богословские, церковно-исторические, миротворческие, экуменические и другие темы.
       * * *
       Бог. Человек. Мир
       (Из кн. "Алексий II, Патриарх Московский и Всея Руси. Сборник избранных трудов к годовщине интронизации 1990-1991". М., 1991)
       В этой статье Патриарх излагает свое видение экологического кризиса и пути выхода из него.
       "Не только человек страдает от того, что он оказался выломлен из строя природы, но и природа тяготится недолжным местом человека в ней" (С. 166).
       "Мир не божественен... Не будучи божественным, не будучи самозамкнут в собственной самодостаточности, мир подлежит преображению, подлежит человеческому преобразующему воздействию... Возделывая мир... человек преображает Космос" (С. 166-167).
       "Потеряв укорененность в надмирном, человек оказался заложником низшего, чем он сам. Но и мир, не будучи усовершенен в своем возведении к Богу, начал меняться. "Космос" стал расползаться в "хаос". Второе начало термодинамики, не сдерживаемое усилиями человека, стало универсальным законом жизни мироздания, вектором же развития мира стало нарастание энтропии, приближение к смерти... То, что связывает человека с природой - его хозяйственная, культурная и научная деятельность, - все более отдаляло его от Бога. Но вместе с увеличением отстояния от Бога росло и отчуждение самого человека от мира" (С. 167-168).
Соч.:
       Вера без дел мертва // Известия. 1990. 16 июня;
       Слово Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в день интронизации // Журнал Московской Патриархии. 1990. №2;
       Слово Святейшего Патриарха в неделю Торжества Православия //Московский церковный Вестник. 1991. Июнь. №10;
       Свет во тьме. Интервью с Патриархом // Комсомольская правда. 1991. 6 апреля;
       Тайна веры: проповедь Патриарха в Академгородке СО РАН //Литературная Россия. 1991. 31 мая;
       Господь Бог и история спросят нас строго // Московский церковный Вестник. 1991. Июнь. №10;
       Принимаю ответственность за все, что было //Известия. 1991. 10 июля;
       Каждая душа по природе своей христианка // Российская газета. 1991. 11 июня;
       Сб. избранных трудов к годовщине интронизации 1990-1991. М., 1991;
       Основы православного образования в России. М., 1995.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:00:14 UTC