Семёнова Светлана Григорьевна [23.08.1941]

Семёнова Светлана Григорьевна (р. 23.08.1941)
       - специалист по истории русской религиозной философии и русскому космизму; доктор филологических наук.
       Род. в Чите.
       Окончила филологический факультет МГУ (1964), аспирантуру Литературного института им. А.М.Горького (1970).
       Работала преподаватель французского языка в Военном институте иностранных языков (1965-1968 и 1970-1974),
       заведующий кафедрой иностранных языков Литературного института им. А.М.Горького (1974-1978).
       С 1988 работает в институте мировой литературы АН СССР (РАН),
       с 1998 - главный научный сотрудник.
       Кандидатская диссертация - "Философский роман Ж.-П.Сартра и А.Камю ("Тошнота" и "Посторонний")" (1974).
       Докторская диссертация - "Космическое в русской литературе XX века" (1992).
       В круг научных интересов Семёновой входят проблемы и темы: философская антропология; аксиология и иммортология; жизнь, смерть и бессмертие; ноосфера; космическая философия; философия и религия; философия и литература; русская идея; экзистенциональное сознание в западноевропейской и русской философии.
       Семёнова разработала концепцию активно-эволюционной, ноосферной и активно-христианской мысли, двух ветвей целого течения русской мысли конца XIX - начала XX в., часто объединяемых в понятие "русский космизм". Развила идею "активной эволюции" как нового сознательно-творческого этапа развития мира, направляемого религиозным идеалом, разумом и нравственным чувством; ввела понятия "ноосфера как реальность" (вся хозяйственная, культурная деятельность человечества на земной планете) и "ноосфера как идеал" (будущий преображенный, бессмертный порядок бытия, Царствие Небесное).
       В контексте согласованной религиозной и научной картины мира Семёнова углубляет ряд представлений мыслителей русского религиозного возрождения (Н.Федоров, Вл.Соловьев, С.Булгаков, Н.Бердяев, Г.Федотов): об активной творческой эсхатологии, нацеленной не на финальную катастрофу, а на постепенное преображение; об условности апокалиптических пророчеств, понятых лишь как угроза, а не фатальный приговор; об истории как "работе спасения", о богочеловечестве, о сотрудничестве Божественных и человеческих энергий в деле обожения мира, о призвании человечества стать активным орудием исполнения воли Божьей в творении, о проблеме, всеобщего спасения, идущей из времен ранней христианской мысли - от Оригена и св. Григория Нисского.
       На основе проведенного ею выделения двух аспектов понятия природы (как совокупности всего живого и неживого и как порядка бытия) Семёнова по-новому ставит проблему "человек и природа", противопоставляя здесь ноосферные установки русского космизма ряду положений экософии, нового экологического сознания с их пафосом свертывания человечества, сокращения его численности, изъятия претензий на роль сознания природы и преобразовательную активность.
       Семёнова развивает идеи Н.Федорова о регуляции как внешней природы, так и внутренней, самого человека (психофизиологическая регуляция), имманентном воскрешении и преображении, трансформации эротической энергии.
       Одно из направлений работы Семёновой связано с изучением русской литературы XIX-XX вв. в философском ракурсе, как национально-характерной формы философского постижения реальности мира и человека.
       На пороге двухтысячелетнего юбилея христианства Семёнова закончила большое исследование Четвероевангелия, в котором ставила целью соединить святоотеческую традицию евангельской экзегетики с активно-христианским взглядом русской религиозной философии, по-новому высвечивающим метафизический смысл событий, жестов, слов священной истории.
Соч.:
       Валентин Распутин. М., 1987;
       Активно-эволюционная мысль Вернадского //Прометей 15. М., 1988;
       Преодоление трагедии. Вечные вопросы в литературе //М., 1989;
       Этика "Общего дела" Н.Ф.Федорова. М., 1989;
       Николай Фёдоров. Творчество жизни. М., 1990;
       О бессмертии // Опыты. М., 1990;
       Паладин вечности // "Вопросы философии" 1993. №1;
       Русский космизм //Русский космизм: Антология философской мысли. М., 1993;
       Тайны Царствия Небесного. М., 1994;
       "Тайное тайных" Андрея Платонова (Эрос и пол) // "Страна философов" Андрея Платонова: проблемы творчества. М., 1994;
       Философия воскрешения Н.Ф.Федорова //Н.Ф.Федоров. Собр. соч. в 4 т. Т.1. М., 1995;
       Духовный материк В.И.Вернадского // Молодая гвардия. 1996. №8;
       "Душа, кипящая радостным миром идей..." (Космический гений России - К.Э.Циолковский) // Там же. 1996. №9;
       Активное христианство Н.Ф.Федорова в контексте нашего времени // Философия русского космизма. М., 1996;
       Идея "активной эволюции" и новое экологическое мышление // Стратегия выживания: космизм и экология. М., 1997;
       Поэт "поддонной" России (религиозно-философские мотивы творчества Николая Клюева // Николай Клюев: Исследования и материалы. М., 1997;
       Мыслительные диапазоны Максима Горького // Человек. 1999. №5, 6;
       Пушкинская философия Эроса (в контексте русской мысли конца XIX-XX вв.) // "Вопросы философии" 2000. №1;
       Экзистенциальное сознание в прозе русского зарубежья // Вопросы литературы. 2000. №3;
       Глаголы вечной жизни: Евангельская история и метафизика в последовательности Четвероевангелия. М., 2000;
       "Жизнь, пробивающая себе путь к вечности..." (Михаил Пришвин - мыслитель) // Человек. 2000. №6; 2001. №1;
       Николай Фёдоров и Фридрих Ницше // "Вопросы философии" 2001. №2.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:59:56 UTC