Тарковский Андрей Арсеньевич [04.04.1932-29.12.1986]

Тарковский Андрей Арсеньевич (04.04.1932 -29.12.1986)
       - кинорежиссер, народный артист России (1980). Сын русского поэта А.А.Тарковского.
       Род. в Ивановской обл.
       В 1960 окончил режиссерский факультет (мастерская М.И.Ромма) Всесоюзного государственного института кинематографии. Работал на киностудии "Мосфильм".
       С 1982 снимал фильмы на Западе, в 1984 в результате многолетней конфронтации с руководством Госкино СССР эмигрировал в Италию. Поставил фильмы: в 1961 "Каток и скрипка" (соавтор сценария); в 1962 "Иваново детство", получивший главный приз Международного кинофестиваля в Венеции; в 1966-1971 "Андрей Рублев" (соавтор сценария), приз ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Канне в 1969; в 1972 "Солярис" (соавтор сценария), специальный приз Международного кинофестиваля в Канне; в 1975 "Зеркало" (соавт. сценария); в 1980 "Сталкер" (он же главный художник); в 1983 в Италии "Ностальгия" (соавтор сценария), получивший три премии на Междунар. кинофестивале в Канне; в 1986 в Швеции "Жертвоприношение" (автор сценария).
       Главная идея, которую Тарковский выдвинул в самом начале своего творчества и потом реализовал в фильмах, состоит в том, что искусство "должно поселять в человеке надежду и веру. Даже если мир, о котором рассказывает художник, не оставляет места для упований. Нет, даже еще более определенно: чем мрачнее мир, который возникает на экране, тем яснее должен ощущаться положенный в основу творческой концепции художника идеал, тем отчетливее должна приоткрываться перед зрителем возможность выхода на новую духовную высоту". Он относился к кино как способу "достижения какой-то истины в той максимальной степени, на какую я способен".
       Для Тарковского изначально кинематограф был полноценным, серьезным искусством. В своем последнем интервью для парижского еженедельника "Фигаро-магазин" он говорил: "Только при наличии собственного взгляда на вещи режиссер становится художником, а кинематограф - искусством".
       Тарковский был убежден, что высшее предназначение художника в том, чтобы выразить в своем творчестве те идеалы, которые выстраданы народом, чтобы в своих произведениях показать предчувствие народом перемен к лучшему. Принципиально важно отметить, что в жизни, в своей кинематографической деятельности он соответствовал своему пониманию высокого предназначения художника: бескомпромиссно отстаивал свою позицию в искусстве; его фильмы носили независимый характер; снимал только то, что ему хотелось снимать; выступал против общедоступности фильмов и коммерциализации кинематографа; был беспощаден в первую очередь к себе и к другим в работе над фильмами; в последнем фильме, зная о смертельной болезни, остался верен своим творческим убеждениям. В том же интервью он говорил: "Художник есть совесть общества, как аппарат наиболее чуткий, восприимчивый к происходящему вокруг него. Большому художнику удается создавать шедевры именно потому, что он способен видеть как-то зорче других, с радостью или болью преувеличенно воспринимать мир", он воплощает нравств. идеал своего времени.
       Комментируя уже свои первые фильмы, Тарковский подчеркивает, что они о крайнем проявлении верности нравственному долгу, борьбе за него, вере в него на уровне конфликта личности, где катастрофа означает несломленность человеческой души, о поиске нравственного идеального варианта поведения. Его волнует проблема преодоления, убежденности, нравственного преображения на пути борьбы в рамках собственной судьбы. По самой сути поднимаемые Тарковским вопросы имеют экзистенциональное значение, так как неразрывно связаны с существованием самого человека: его выход на новую духовную высоту, несломленность человеческой души, поиск нравственного идеала бытия человека. Он видел свою задачу и в том, "чтобы создать свой индивидуальный поток времени... Образ в кино не просто холодное документальное воспроизведение объекта на пленке. Образ в кино строится на умении выдать за наблюдение свое ощущение объекта". Кино "не исчерпывается визуальным рядом, а лишь намекает на что-то, распространяющееся за кадр, на то, что позволяет выйти из кадра в жизнь"; фильм "больше, что он дает нам непосредственно, эмпирически" (О кинообразе. Запись и комментарий О.Сурковой // Искусство кино. 1979. №3).
       С философских позиций в его концепции просматривается эволюция субъектно-объектных отношений, специфика гуманитарного познания, ярко выраженный личностно-эмоциональный характер художеств, освоения действительности, трансцендирующее постижение жизни, метафизика кинокартины. С точки зрения специалистов, Тарковский создал язык кино XXI века, внес принципиально новое в визуализацию мышления. Многочисленные критики и исследователи его творч. отмечают конкретность и иносказание его фильмов.
       Для Тарковский сюжеты есть лишь внешние поводы для обнаружения внутреннего мира человека. Главное для него, что и как он хочет показать в фильме, и это мало зависит от избражаемого им сюжета и жанра. В его кинофильмах присутствуют и различные, но тоже постоянные темы (преодоления, творчество, дома, жертвоприношения), а также рассматриваются образы, метафоры, символы, архетипы. По свидетельствам с ним работавших, идеалом Тарковского в кино было абсолютное и единоличное "авторство" (не случайно он, режиссер-постановщик, часто писал в соавторстве сценарии, а в одном фильме был и главным художником). Он мечтал снять картину, равную зрительскому времени, причем, снимая земное, передать ощущение космического.
       Исследователь философских аспектов в фильмах Тарковского И.И.Евлампиев показал, что в творчество Тарковского адекватно воплотились некоторые важные традиции русской религиозной философии, в частности, концепция Всеединства.
       Тарковский стремился пересмотреть традиционные стереотипы в понимании сущности отношений человека с миром и роли человека в мире, в связи с чем человек предстает как неотъемлемая, слитная часть бытия и как центр бытия, как его составляющая, через который осуществляется связь всех элементов и через который "...все мельчайшие элементы бытия получают какой-то смысл, какое-то значение, складываясь в гармоничное целое" ("Страсти по Андрею": философия жертвенности. Андрей Тарковский и традиции русской философии // "Вопросы философии" 2000. №1. С.56-57; Андрей Тарковский и новая философия человека // "Вопросы философии" 1996. №12).
       Он считает главной темой Тарковского осмысление предельной вовлеченности человека в бытие, полной зависимости человеческого бытия от бытия другого человека и от мирового бытия. По самой своей сути мировоззрение Тарковского носит философский характер: рассмотрение мира в целом и отношение человека к этому миру. Мировоззренческие проблемы у него решаются в пользу гуманистической и оптимистической истины.
       По воспоминаниям, Тарковский был верующим человеком, о его отношении к религии свидетельствуют высказывания и фильмы, в которых присутствуют религиозные мотивы (например, мотив Троицы в фильмах "Андрей Рублев" и "Сталкер"), христианская символика. Как художник путь постижения Бога он мог выразить только через свое искусство. В своем интервью для "Фигаро-магазин" Тарковский, исходя из своего 25-летнего опыта работы в кино, так охарактеризовал творчество вообще: "Художник творит инстинктивно, он не знает, почему именно в данный момент он пишет именно это. Только потом он начинает анализировать, находить объяснения, умствовать и приходить к ответам, не имеющим ничего общего с инстинктом, с инстинктивной потребностью творить, выражать себя.
       В некотором роде творчество есть выражение духовного существа в человеке в противоположность существу физическому, творчество есть как бы доказательство существования этого духовного существа". Сюжет созревает в душе бессознательно, а фильмы "отличаются от сценариев, потому что они развиваются "по внутренним, интуитивным законам - как бы помимо воли их автора"". Тарковский крайне скептически относился к попыткам объяснения (даже самим автором) смысла фильма: если не убеждает зрителя то, что они видят на экране, то слова подавно бессильны, ибо принципиально важно эмоциональное восприятие произведения и если оно не возникло, то словесное воздействие на сознание, на интеллект не поможет понять этой картины. По сути контакт с произведением искусства происходит не на понятийно-абстрактном, рациональном, а на образно-чувственном, эмоциональном уровне.
       Тарковский похоронен во Франции, на православном кладбище близ Парижа.
       Творчество Тарковского - многочисленные интервью, встречи со зрителями, их письма, архивные материалы, воспоминания современников, автобиографичные заметки, история жизни и философия творчества - все это еще недостаточно изучено. Не переведена на русский язык его книга "Запечатленное время", в которой обобщен опыт работы над фильмами и теоретические размышления об искусстве и творчестве. И самое главное - его фильмы, вызывающие постоянный интерес зрителей и специалистов как в России так и за рубежом, требуют объяснения, понимания и сотворчества.
Соч.:
       Запечатленное время // Вопросы киноискусства. Вып.10. М., 1967;
       Солярис без экзотики //Литературная газ. 1970. №4;
       Зачем прошлое встречается с будущим? Беседа с кинорежиссером (ведет и комментирует О.Евгеньева) //Искусство кино. 1971. №11;
       Режиссер и зритель. Проблема контакта. (Беседа с А.Тарковским. Записала О.Суркова) // Молодой коммунист. 1974. №6;
       Перед новыми задачами. (Записала О.Суркова) //Искусство кино. 1977. №7;
       Единомышленник прежде всего // Советские художники театра и кино. М., 1977;
       О кинообразе. (Запись и комментарий О.Сурковой) // Искусство кино. 1979. №3;
       Запечатленное время (на нем. языке). ФРГ. 1985;
       Для меня кино - это способ достичь какой-то истины // Сов. Россия. 1988. №77.

А.И.Скоблик

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:59:44 UTC