Завьялова Маргарита Павловна [03.03.1939]

Завьялова Маргарита Павловна (р. 03.03.1939)
       - специалист в области теории познания; доктор философских наук, профессор
       Род. в г.Топки Кемеровской обл.
       Окончила историко-филологический факультет Томского университета (1961).
       Работала на кафедре философии в Томском университете: прошла путь от лаборантки до профессор;
       с 1990 - заведующий кафедрой, декан философский факультета этого университета.
       Кандидатская диссертация - "Проблема моделирования в историческом исследовании" (1970).
       Докторская диссертация - "Проблема преемственности в социально-историческом познании: методологический и гносеологический аспекты" (1990).
       Работает над методологическими и гносеологическими проблемами социально-исторического познания. Центральное место в ее исследованиях занимает проблема преемственности. Последняя рассматривается как фундаментальная закономерность, одновременно выступающая объектом познания и детерминантой развития социально-исторической науки.
       Согласно Завьяловой, соотношение прогресса и регресса в развитии различных областей общественной жизни, в том числе и науки, зависит от того, что воспроизводит преемственная связь в качестве исходной основы - исторически преходящие, особенные, или непреходящие, конкретно-всеобщие, формы и ценности. Преемственность обосновывается как особый методологический принцип социально-исторического познания, для которого характерны определенные функции. Так, показывается, что эвристическая функция заключается в регуляции процесса использования накопленного знания в научном творчестве; объяснительная функция состоит в ориентациии исследования на раскрытие преемственных связей и форм их проявления в изучаемых исторических процессах.
       Завьялова исследует также проблемы философского образования. Она анализирует философские основания разработки новых стратегий образования, где приходит к выводу о необходимости сохранения непреходящих духовных ценностей российской культуры в качестве фундаментальной основы новой образовательной модели. Считает, что возрождение России должно начаться с возрождения во многом утраченных духовных основ национального русского образования (стремление не просто к познанию мира, но и к постижению нравственного принципа мироздания; желание победы "истинного бытия" над ложью, неправдой и несправедливостью).
       В ряде статей 90-х гг. Завьялова анализирует методологические, теоретические и методические вопросы многоуровнего университетского образования, в том числе философского.
Соч.:
       Теория и модель в историческом исследовании // Вопросы научной теории как формы мышления. Томск, 1970;
       О механизме преемственности в исторической науке. [В соавт.]// Проблемы развития общенаучного знания. Томск, 1983;
       Познавательные традиции как объект реконструкции исторического развития науки // Закономерности научного развития. Томск, 1985;
       Единство и преемственность сознания. [В соавт.]. Томск, 1988;
       Динамика социального знания и практика. Томск, 1989;
       История мысли как необходимый компонент исследования социальной науки // Формы и методы социального познания. Калинин, 1989;
       Философские аспекты проблемы перехода к многоуровневой системе образования в университете // Проблема многоуровневой проблемы образования. 4.1. Томск, 1993;
       К вопросу о философской основе новой образовательной модели // Проблемы духовного становления и духовной защиты личности. Томск, 1996;
       Классическое образование как идеал гуманистической культуры // Основные направления развития университетского педагогического образования. Томск, 1996.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:59:42 UTC