Игнатович Александр Николаевич [03.06.1947]

Игнатович Александр Николаевич (р. 03.06.1947)
       - специалист по традиционной японской культуре, истории буддийской философии; кандидат исторических наук, старший научный сотрудник.
       Род. в г.Куса Челябинской обл.
       Окончил филологический факультет МГУ (1971).
       С 1969 по 1972 - на стажировке в институте восточных языков при МГУ.
       С 1982 - старший научный сотрудник кафедры истории зарубежной философии философского факультета МГУ.
       Игнатович считает, что переосмысление на дальневосточной почве важнейших положений буддизма махаяны указывает на характерные черты китайской и японской философии. В махаяне "абсолютное" бытие, безграничное во времени и пространстве, отождествлялось с Буддой в его главной ипостаси ("теле Дхармы"). Утверждение о "всепроникновенности" Будды и его качеств (бессмертия, мудрости и других) позволяло сделать вывод о наличии "природы" Будды в каждом живом существе.
       В индийской махаяне "тело Дхармы" трактовалось или как безусловно нематериальная, или как явная безатрибутная (но все-таки нематериальная) субстанция: естественно вставал вопрос о соотношении двух уровней бытия ("абсолютного" и "эмпирического"), который решался по-разному ("эмпирический" уровень толковался или как условно-реальный, или как безусловно-иллюзорный). И. подчеркивает, что краеугольное положение метафизики дальневосточных будд, школ, не имеющих прямых индийских аналогов, определяется формулой "плоть и дух - не два" (а "природа" соотносится с понятием "дух", которому необходим материальный субстрат). "Тело Дхармы" теряет онтологический статус и становится набором качеств, присутствующих в латентном состоянии во всем сущем на "эмпирическом" уровне бытия, реальность которого не подвергается сомнению. Подобную интерпретацию "тела Дхармы" и соотношения двух уровней можно объяснить, считает Игнатович, тем, что в традиционной китайской и японской философии не было понятия о нематериальной субстанции.
       Исследуя учения японских будд, школ об идеальном государстве, Игнатович приходит к выводу, что в понятие "государство" включалась и среда обитания социума (так называемая "сфера-сосуд"), а обоснованием пути превращения государства, управляемого монархом, в "страну Будды" является фундаментальное положение дальневосточной буддистской философии о наличии "естества" Будды не только в живых существах, но и в неживой природе.
Соч.:
       Буддизм и даосизм в Японии (к проблеме отношений и оценок) //Дао и даосизм в Китае. М., 1982;
       "Среда обитания" в системе буддийского миропонимания // Человек и мир в буддийской культуре. М., 1985;
       "Десять ступеней" бодхисатвы (на материале сутры Цзиньгуанмин-цзин) // Психологические аспекты буддизма. Новосибирск, 1986;
       Учения о теократическом государстве в японском буддизме // Буддизм и государство на Дальнем Востоке. М., 1987;
       Буддизм в Японии: Очерк ранней истории. М., 1987;
       Лотос и политика. [В соавт.]. М., 1989.

<1994>

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:59:36 UTC