Свасьян Карен Араевич [02.01.1948]

Свасьян Карен Араевич (р. 02.01.1948)
       - специалист по истории философии и культурологии, переводчик; доктор философских наук, профессор
       Окончил Ереванский государственный университет (1970).
       Докторская диссертация посвящена анализу философии Э.Кассирера (1981).
       Работал ведущий научный сотрудник Института философии и права АН Армянской ССР и одновременно преподавал на философском факультете Ереванского государственного университета.
       В 1993-1994 - лауреат премии им. А.Гумбольдта (Бонн).
       В 1997 - приглашенный профессор Инсбрукского университета (летний семестр) на факультетах философии и теории литературы (курсы по теории познания, теории символизма и литературного перевода).
       С 1993 живет и работает в Базеле (Швейцария). Составитель, редактор и один из переводчиков двухтомного собрания сочинений Фридриха Ницше, вышедшего в серии "Литературные памятники" в Москве в 1990; автор примечаний к этому изданию. Переводчик и автор комментариев кн. О.Шпенглера "Закат Европы. Очерки мифологии мировой истории". T.l. М., 1993.
       Философские воззрения Свасьян соотносят историю философии и культуры с философско-антропологической проблематикой. Сама история философии рассматривается при этом как история судеб сознания, но не в гегелевско-феноменологическом аспекте сознания вообще, а скорее в смысле некоей последовательно и на более высоком духовном уровне продолженной естественной истории творения Э.Геккеля. Понятая так философия от досократиков и Платона до Гартмана, Штирнера и Ницше, имеет целью не осмысление мира, а - через последнее - самооткровение и саморазвитие человеческой индивидуальности. Если венцом творения в смысле эволюционной теории являлся человек как биологическая особь, то неизбежно встает вопрос о венце творениия в человеке как таковом. Этот вопрос: что в самом человеке кульминирует собственно человечество, как собственно человечество кульминирует чисто природное? - указывает единственно на мышление. Мышление есть (духовно) высшее в человеке, подобно тому как (биологически) человек есть высшее в природе.
       История философии примыкает в этом смысле к истории творения и продолжает ее. Это значит: если эволюционная теория (тематически) принадлежит к истории философии, то лишь потому, что и история философии, в свою очередь, принадлежит (онтологически) к эволюции как наивысшая и совершенная ступень ее. В продолженной таким образом и выведенной в духовной антропогении: человек как высший член природы, мышление как высший член человека, решающим оказывается последний вопрос, где антропогенез естественной истории Геккеля, переросший в пневматогенез истории философии как таковой, корректируется и потенцируется в абсолютном индивидуализме Макса Штирнера.
       Если мышление есть высшее в человеке, то путь эволюции после Штирнера, для которого человек - это либо пустое слово, либо конкретный имярек, заостряется в вопрос: Чье мышление? Ответ имманентен решению центральной проблемы истории философии от Парменида до Сартра: мышление философа, который сумел бы преодолеть hiatus между мышлением и бытием, между эссенцией и экзистенцией, между тем, что он мыслит, и тем, что он есть. Поиск такого философа, определяющий весь круг философских интересов С, привел его, после долгих блужданий по историко-философскому пространству (основные этапы: Гераклит, Платон, Аристотель, Ориген, неоплатонизм, Абеляр, Фома, Декарт, Лейбниц, Кант, немецкий идеализм, Штирнер, Гартман, Ницше, Гуссерль), к мировоззрению Рудольфа Штейнера, в котором его "философская" судьба, по признанию Свасьяна, совпала с его "частной" судьбой.
Соч.:
       Эстетическая сущность интуитивной философии А. Бергсона. Ереван, 1978;
       Проблема символа в современной философии. Ереван, 1981;
       Философское мировоззрение Гете. Ереван, 1983;
       Голоса безмолвия. Рильке, Валери, Блок, Чаренц, Нарекаци, Гете. Ереван, 1984;
       Феноменологическое познание. Пропедевтика и критика. Ереван, 1987;
       Человек как творение и творец культуры // "Вопросы философии" 1987. №6;
       Судьба математики в истории познания Нового времени // "Вопросы философии" 1989. №12;
       Философия символических форм Э.Кассирера. Ереван, 1989;
       Иоганн Вольфганг Гете. М., 1989;
       Становление европейской науки. Ереван, 1990;
       Фридрих Ницше: мученик познания // Фридрих Ницше. Соч. в 2 т. Т.1. М., 1990 (Вступительная статья);
       Освальд Шпенглер и его реквием по Западу //Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т.1. М., 1993 (Вступ. статья);
       Unterwegs nach Damaskus. Zur geistigen Situation zwischen Ost und West. Stuttgart, 1993;
       Die Karl Ballmer-Probe. Sieden, 1994;
       Europa, quo vadis? Zur Geschichte eines nahenden Zusammenbruchs. Domach, 1996;
       Der Untergang eines Abendlanders. Oswald Spengler und sein Requiem auf Europa. Berlin, 1998;
       Ницше, или как становятся Богом. Две вариации на одну судьбу. Ереван, 1999.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:58:34 UTC