Ойунский Платон Алексеевич [10.11.1893-31.10.1939]

Ойунский (Слепцов) Платон Алексеевич (10.11.1893 -31.10.1939)
       - якутский (саха) писатель, ученый, политический деятель.
       Род. в Ботурусском улусе Якутской обл. (ныне Таттинский улус Республики Саха).
       Принимал активное участие в Февральской революции.
       В 1918 - руководитель Комиссии Центра Сибири по установлению Советской власти в Якутии.
       С 1921 - председатель Якутского губревкома.
       В 1922-1928 - Председатель СНК и Председатель Якутского ЦИК. По политическим обвинениям снят с этой работы.
       В 1928-1929 - нарком просвещения и здравоохранения Якутской АССР. Репрессирован.
       С 1929 целиком посвятил себя литературной и научной деятельности.
       О.- основоположник саха советской литературы, автор научных трудов по истории, языкознанию и литературоведению.
       В 1935-1937 - директор Института языка и литературы при СНК Якутской АССР.
       Эволюцию философских взглядов О. можно проследить на примере трех его художественных произведений: "Красный шаман" (1917-1925), "Великий Кудангса" и "Александр Македонский" (1937). Поэма "Красный шаман" проникнута пафосом классовой борьбы и богоборчества.
       Ойунский считает, что старый мир полон зла и заслуживает уничтожения. Человек должен сам стать Богом-творцом нового мира. В повести "Великий Кудангса" Ойунский отрекается от идеи человекобожия. Мудрец Великий Кудангса решил осчастливить своих соплеменников. Важнейшим условием счастья он считает подчинение личных интересов обществ. Однако, по его мнению, не все люди способны правильно понять общественные интересы, а потому не могут добиться личного счастья. Во имя общественного блага Великий Кудангса устанавливает собственную диктатуру и требует себе божественных почестей. Ради счастья всех людей он восстает даже против законов природы. Однако планы Великого Кудангсы терпят крах, вместо счастья он приносит людям только горе.
       Так, в своей повести Ойунский выражает разочарование в революционном утопизме. В рассказе "Александр Македонский" Ойунский раскрывает развращающее влияние власти на ее носителей и превращение насилия из средства в самоцель. Автор устами Аристотеля отстаивает свободу мысли и самоценность знания.
       Ойунский был противником национального нигилизма, считая национальность не только формой, но и содержанием культуры.
Соч.:
       Сочинения. В 7 т. Якутск, 1958-1962;
       Нюргун Боотур Стремительный. Воссоздал на основе народных сказаний Платон Ойунский. Перевел на русский язык Владимир Державин. 2-е изд. Якутск, 1982;
       Великий Кудангса //Полярная звезда. 1991. №1.

А.Г.Новиков

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:58:08 UTC