Егидес Пётр Маркович [15.09.1917-13.05.1997]

Егидес (Абовин-Егидес) Пётр Маркович (15.09.1917-13.05.1997)
       - специалист по социальной философии и этике; кандидат философскихнаук, доцент
       Род. в Киеве. Воспитывался в детдоме.
       Окончил МИФЛИ в 1941 (учился на двух факультетах: философском и историческом).
       Участник Великой Отечественной войны.
       В 1941 ушел на фронт в составе 1-го Московского добровольческого отряда. Будучи раненным, в бессознательном состоянии попал в плен, через 2 недели бежал, вернулся в свою часть, но был арестован.
       В 1942-1948 был заключенным в сталинских лагерях. В конце 1948 реабилитирован.
       В 1949-1953 работал преподавателем в педучилище. После Сентябрьского пленума ЦК КПСС Егидес с женой были председателями-добровольцами двух колхозов (до 1959). (Как вспоминает об этом времени Егидес, "хотел построить подлинный социализм в отдельно взятом колхозе".)
       Затем, защитив диссертацию на тему "Проблема смысла жизни", работал доцентом на кафедрах философии в вузах Иркутска, Брянска, Ростова-на-Дону (в Ростовском государственном университете).
       В 1970 арестован за написание работ "Единственный выход" и "Основное противоречие социализма", в которых доказывал, что в нашей стране социализм не был построен, что социализм и демократия в их подлинности невозможны друг без друга (обе эти работы были "арестованы" и находятся, по словам Егидес, в архивах КГБ). Е. осудил вторжение войск стран Варшавского Договора в Чехословакию в 1968. Его судили и поместили в психиатрическую больницу. После освобождения (в конце 1972) к работе по философской специальности не допускали. Был безработным, затем устроился в ИПК бытового обслуживания, где преподавал теорию дизайна.
       В 1978 по инициативе Егидес был создан диссидентский журнал "Поиски", редактором которого он и являлся (за что был уволен из ИПК).
       В 1980 КГБ, пишет Егидес, "принудил меня эмигрировать". Во Франции Егидес продолжал свои философские изыскания, выпуская "Поиски". Был президентом Объединенного комитета спасения Сахарова. В эмиграции уделял огромное внимание защите прав человека в СССР.
       В 1990 Е. восстановили в советском гражданстве.
       Главная философская проблема, которой он занимался в 50-60-е - проблема смысла жизни.
       Последние 20 лет концентрировал внимание на проблеме личности в области социальной философии. Занимался вопросами оптимального социального устройства, его логико-этическими аспектами, проблемой сущности и реализации самоуправления.
       В области этики Егидес стремится доказать, что основной вопрос ее как философии науки - это вопрос о смысле жизни, считая его третьей стороной основного вопроса философии, поскольку он раскрывает отношение нравственного сознания к самому отношению между человеком и окружащим миром.
       Согласно Егидес, смысл жизни имеет космическое значение. Свою концепцию социальной философии называет "панперсонализмом", показывая, что личность как социологическая категория - это не просто психологические особенности каждого человеческого индувидуума (тогда эта категория не несла бы никакой специфической смысловой нагрузки по сравнению с категорией "индивидуальности").
       Личность, по Егидес, - это особое отношение между человеком и обществом, возникшее на определенном уровне развития последнего. Личность есть мера простора (экономического, политического, бытового, духовного) между человеком и обществом, мера автономии человека, что объективно необходимо и достаточно для развертывания его потенций. Отсюда делается вывод, что человек является личностью лишь в той мере (в той сфере), в какой он имеет реальную возможность решать (и решающего голоса).
       Поэтому, считает Егидес, в тоталитарном обществе "рядовой" человек не является личностью ни в политической, ни в экономической сферах, ибо он в них ничего не решает; в капиталистическом же обществе человек - лишь фрагментарная личность, ибо имеет право только политического голоса, но ничего не решает в экономической сфере, там он - только наемный работник, отчужденный от управления производством; полною же личностью человек может быть только в обществе всестороннего самоуправления, т.е. в обществе подлинного социализма. Такое общество - общество панперсоналистическое, где каждый человек является личностью во всех сферах социального бытия.
       Егидес считал, что самоуправляющееся общество, т.е. ассоциации самоуправляющихся индивидов, будут возникать оазисно, в разных странах, на разных континентах и станут, накапливая позитивный опыт, испробуя разнообразные формы организации свободного труда и справедливого распределения прибыли, создавать оазисы подлинного, а не мнимого социализма. Е. выводит закон оазисного развития социализма, устраняя необходимость насилия для его возникновения и развития. Идея оазисного развития социализма подводит его к мысли об этическом критерии социализма как необходимом дополнении к критерию экономическому.
       Последние годы жизни Егидес вновь активно участвовал в политической жизни страны. В 1995 вместе со Святославом Фёдоровым он становится инициатором создания Партии самоуправления трудящихся. В новой партии Егидес возглавлял идеологическую работу, теоретически разрабатывая идеи самоуправления как третьего, подлинно социалистического пути развития нашей страны.
Соч.:
       Проблема смысла жизни в марксистской этике // "Вопросы философии" 1963. №8;
       Смысл жизни, в чем он? М., 1963;
       О смысле жизни. М., 1964;
       Основной вопрос этики как философской науки и проблема нравственного отчуждения // Актуальные проблемы марксистской этики. Тбилиси, 1967;
       Личность как социологическая категория // Личность при социализме. М., 1968;
       25 лет без Сталина по сталинскому пути //Поиски. 1978. №1;
       Принципы социализма. [В соавт.] // Поиски. 1980. №2;
       Паралогизмы полицейской психиатрии // Поиски. 1982. №4;
       Пан-персонализм как философия самоуправления // Поиски. 1983. №5-6;
       Философ в колхозе (фрагменты книги) //Континент. Париж, 1984. №2;
       Трагедия великого гуманиста (Книга о социовоззрении Сахарова и борьбе за его освобождение). Париж, 1985;
       И моя вина. (Меморандум). Париж, 1987;
       Реабилитация социализма. Париж, 1989;
       Социализм - это полнота личности // Общественные науки. 1989. №5;
       Сквозь ад (В поисках третьего пути). М., 1991;
       Хождение великой идеи по мукам // Перспективы. 1991. №4;
       Парадокс современной эпохи: от утопизма Карла Маркса к реализму Роберта Оуэна // Utopie critique. Париж, 1993. №1;
       Как каждому стать богатым //Поиски. Париж, 1994;
       Самый нормальный человек в России. М., 1996;
       Судьба России в наших руках. М., 1997;
       Смута в головах народа //Альтернатива. 1997. №4;
       Философ в колхозе. Париж-Марсель-Москва, 1998;
       Наш звездный час. М., 2000.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:57:46 UTC