Сидонский Фёдор Фёдорович [23.02.1805-18.12.1873]

Сидонский Фёдор Фёдорович [11(23).02.1805-06(18).12.1873]
       - философ, богослов.
       Род. в с.Архангельское Тверской губ.; из семьи священника.
       Учился в Тверской семинарии, затем в Петербургской Духовной академии.
       По окончании академии преподавал там английский язык, а затем получил кафедру философии.
       В 1833 за книгу "Введение в науку философии" получил полную Демидовскую премию от Академии наук, однако после ее издания был отстранен от заведования кафедрой философии, оставшись священником Казанского собора.
       В 1834 редакция энциклопедического словаря А.А.Плюшара поручила Сидонскому заведование богословским и философскими отделениями. В том же году Сидонский перевел с немецкого языка и опубликовал еще одно философское сочинений - I часть сочинений Готлиба Шульца "Психологическая антропология, или Опытное учение о жизни человека по духовной его стороне".
       Протоиерей Сидонский состоял священником Казанского собора 44 года (1829-1873), с 1859 - внештатным протоиереем.
       Сидонский сочетал научную деятельность с пастырской, издал целый ряд заповедей, богословских произведений - в том числе "Жизнь Спасителя".
       С 1835 вел курс богословия в Петербургском университете.
       С 1856 - академик, с 1864 - доктор философии honoris causa.
       Рос авторитет Сидонского в научных кругах.
       В 1856 он избран действительным членом Академии наук;
       с 1862 - член Конференции Петербургской Духовной академии.
       В 1865 приглашен на кафедру философии Петербургского университета на 2-х летний срок, который продлевался 3 раза - до 1873, когда Сидонский был единогласно избран на кафедру богословия, которую он занимал до смерти.
       Умер в Петербурге.
       В книге "Введение в науку философии" Сидонский сетует на "слабое изучение философии в нашем отечестве", отмечая, что "самостоятельных произведений почти и вовсе не видно". Он ставит цель - "объяснить всю важность философии, обнадежить в благонамеренности ее при ее истинной и должной постановке".
       Сидонский исходил из тезиса "об уместности философии исследований, но при всем владычестве веры". Выступал за соединение философии и религии, науки и веры в "развитых умах". Считал что "сыны России, призванные давать мир народам своим мужеством", должны дать прочное основание миру в области умозрения.
       При этом Сидонский следующим образом формулирует отношение к умственным произведениям "народов, предваривших нас на поприще образования": "Они ожидают от нас спокойнейшей обработки, чтобы принять новую, благороднейшую форму. Гений славян должен со временем и на них положить печать своего величия". Касаясь проблемы национальной философии, он писал: "К сожалению, в самом отечестве мы не успели еще с именем философии соединить драгоценных воспоминаний; о философии мы знаем только по слухам или отголоскам чужеземным; удивительно ли, что она с трудом только может найти себе выход? На средине между богатым жизнью, но бедным собственною деятельностью Востоком и изыскательным, самостоятельным Западом,- мы, противопоставив сначала элемент неподвижности, впоследствии может быть через меру увлеклись силою быстротечного Запада. Поймем свое значение - удержим средину, которая указана нам природою.
       Познание природы человеческой, как развилась она доселе, должно предохранить нас от неумеренного стеснения ума и от безмерного послабления порывам своего воображения" (С.314-315). Вместе с тем, С. подчеркивал общечеловеческий характер философии: "Философия, как и самый ум, не принадлежит одному какому-либо частному лицу, но целому человечеству. А, следовательно, и понятие о ней, верное и полное, может быть составлено только с голоса целого человечества. Философы различных времен - суть как бы органы человечества, представители его усилий развить естественный нам образ мыслей" (С.8). Как отмечает В.В.Зеньковский (3. "ИРФ". Т.1. 4.2. С.111), С. различал три основных философские темы: 1) космологическую; 2) моральную; 3) гносеологическую.
       Центральное положение занимает космологическая проблематика, а гносеология выступает пропедевтическим введением в космологию. Разум должен находить свою опору в откровении, восходя от отвлеченного мышления к истине религ. созерцания.
       О широте и энциклопедизме знаний Сидонского, глубине его научных изысканий, вкладе в развитие русской философии писали Г.Флоровский, В.Зеньковский, Г.Шпет, Э.Радлов и др.
Соч.:
       Об отношении идеального к действительному и обратно // Сын Отечества и Северный архив. 1832. Т.26. №11, 12;
       Введение в науку философии. СПб., 1833;
       Предубеждения //Библиотека для чтения. 1834. Т.7. Отдел 6;
       Генетическое введение в православное богословие //Христианское чтение. 1877. ч.1.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:57:44 UTC