Стрельцова Галина Яковлевна [16.08.1937]

Стрельцова Галина Яковлевна (р. 16.08.1937)
       - специалист в области истории философии, культурологии и этики; доктор философских наук, профессор
       Род. в Горьком.
       Окончила философский факультет МГУ (1963) и аспирантуру того же факультета по кафедре истории зарубежной философии.
       С 1970 работает на этой же кафедре, профессором (с 1992).
       Кандидатская диссертация - "Критика концепции диалектики Жана-Поля Сартра" (1968),
       Докторская диссертация - "Философия Блеза Паскаля и современность" (1986).
       В трудах Стрельцовой особое внимание уделяется проблемам диалектики, гуманизма, человеческой духовности, интуиции и разума, свободы человека, субъекта и структур нравственного сознания, соотношения западной философии и русской культуры.
       В отдельную область исследования она выделила "метафизику сердца", идущую в Новое время от Паскаля и самобытно развитую такими русскими мыслителями, как И.Киреевский, А.Хомяков, Ф.Достоевский, П.Юркевич, П.Флоренский, И.Ильин, Б.Вышеславцев, супруги Рерих, Л.Андреев и др. Опора на "феномен сердца" в учении о человеке, сфере морали, а также и в постижении истины и самого Бога - в противовес "отвлеченно рассуждающему разуму" в западной метафизике - рассматривается Стрельцовой как глубинная основа, "душа русской культуры", родственная душа Паскаля, мало понятого на Западе и по достоинству оцененного лишь в России. Однако в советские времена марксизм "не претендовал на наследие Паскаля" (равно как и Августина, Шеллинга, Ницше и др.) и "бичевал" его за религиозную ориентацию.
       До исследования Стрельцовой философия Паскаля "изымалась" как "тупиковая ветвь" в развитии европейской традиции (И.С.Нарский). Стрельцова "открыла" для россичского читателя "неизвестного Паскаля" и представила этого великого философа - наряду с Декартом, Спинозой и Лейбницем - как мыслителя-новатора и пророка (Л.Н.Толстой), предвосхитившего позднейшие пути западной мысли: религиозный модернизм М.Блонделя, философскую антропологию М.Шелера, экзистенциализм С.Кьеркегора, Г.Марселя, А.Камю и др.- и обогатившего мировую мысль уникальной "философии сердца", неподражаемым "искусством убеждения", "науки доказательства", проникновенной религией "личного Бога" (в отличие от "Бога ученых и философов") и многих других. В эпоху "прагматичного ума" и культа утилитарных ценностей С. обосновывала потребность в "культуре сердца" для духовно-нравственного и религиозного воспитания людей, подчеркивая в структуре личности фундаментальное значение нравственных чувств и нравственной интуиции (в отличие от нравственной рефлексии).
       При исследованиии экзистенциализма Сартра Стрельцова выявляет исторически определенный и специфический тип его субъективной экзистенционально-феноменологической диалектики как противоположный объективно-онтологической диалектике Гегеля и до некоторой степени родственный "антитетической диалектике" Фихте. Диалектика В-себе и Для-себя в книге "Бытие и Ничто" Сартра рассматривается ею как теоретический фундамент его концепции "абсолютной свободы" человека и трактовки личности как causa sui. Анализируя послевоенный труд Сартра "Критика диалектического разума", Стрельцова приходит к выводу об эволюции его взглядов под влиянием идей Маркса: он отказывается от формулы "существование предшествует сущности" и признает социальная обусловленность личности и ее свободы.
       Обращаясь к творчеству С.Кьеркегора, Стрельцова фиксирует парадоксы его экзистенционально-антропологический и религиозного сознания и характеризует его как оригинального философа-парадоксалиста. "Вкус к парадоксам" она считает "особым философским гением", столь же редкостным среди философов, как и всякий другой "экзотический дар" (поэтический гений, блестящий литературный стиль и др.). До Кьеркегора им отличался Паскаль, а после него - Ницше, Л.Шестов, Бердяев и немногие другие. "Страсть к парадоксам" нередко выступает как потребность в диалектическом мышлении, выступающем за пределы "рассудочной метафизики" Запада и "скуки здравого смысла". В нравственно-психологическом очерке "Судьба любви сегодня" (1990) утверждается трагизм любви как "вечная судьба любви".
       Стрельцова - лауреат премии им. М.В.Ломоносова (1996) за книгу "Паскаль и европейская культура".
Соч.:
       Проблема диалектики в экзистенциализме Ж.-П.Сартра //Из истории зарубежной философии XIX-XX веков. М., 1967;
       Эволюция философский взглядов Ж.-П.Сартра // "Вопросы философии" 1968. №3;
       Проблема личности и ее свободы в экзистенциализме Ж.-П. Сартра // "Философские науки" 1971. №4;
       К критике концепции экзистенциальной диалектики Ж.-П.Сартра // Философия марксизма и экзистенциализм. М., 1971;
       Критика экзистенциалистской концепции диалектики (Анализ философских взглядов Ж.-П.Сартра). М., 1974;
       Блез Паскаль (Мыслители прошлого). М., 1979;
       Феномен Паскаля // "Вопросы философии" 1979. №2;
       Декарт и Паскаль // "Вопросы философии" 1985. №3;
       Диалектика и экзистенциализм // Современные зарубежные концепции диалектики. М., 1987;
       Судьба любви сегодня. Нравственно-психологический очерк // Философия любви. Т.1. М., 1990;
       Барокко и классицизм. 17 в. // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991;
       Философия и культура. М., 1994 (Предисловие и ред.);
       Паскаль и европейская культура. М., 1994;
       "Даниил Андреев", "Паскаль в России", "Сердца метафизика" // Русская философия. Словарь. М., 1995; (2-е изд. М., 1999);
       Парадоксы религиозной веры у С.Кьеркегора // Кьеркегор и современность. Минск, 1996;
       Материалы Международной конференции в Минске. Ноябрь, 1995;
       Разум и сердце у Декарта и Паскаля // Декарт в канун 21 столетия. М., 1998, (Материалы Международной конференции. Апрель, 1996, Тверь);
       Парадоксы философии Серена Къеркегора // Вестник МГУ им. М.В.Ломоносова Сер.7."Философия". 2000. №4;
       "Монтень", ""Опыты" Монтеня", "Паскаль", ""Мысли" Паскаля", "Л.Арно", "Л.Молина" //Новая философская энциклопедия в 4 томах. М., 2000-2001.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:57:42 UTC