Егидес-Самсонова Тамара Васильевна [__.__.1927] {род.1927г.}

Самсонова (Егидес-Самсонова) Тамара Васильевна (р. 1927)
       - специалист по этике и социологии; кандидат философских наук, доцент
       В 10-летнем возрасте пережила арест родителей, обвинявшихся в троцкизме, более 2-х недель провела с ними в тюрьме. Через несколько лет обвинения были сняты, и семья переехала в Москву.
       После окончания школы Самсонова закончила философский факультет МГУ, затем аспирантуру там же.
       Работала доцентом на кафедре исторического материализма.
       Кандидатская диссертация - "О соотношении свободы и необходимости" (1954).
       В своих работах Самсонова выдвинула идею о необходимости нового, т.е. дополненного этическим принципом, подхода к критерию прогресса общественно-экономических формаций, подчеркивая, что этот принцип особенно важен для определения сути социалистическо-коммунистической формации. Этот этический принцип состоял в том, что включал в критерий развития общественно-экономических формаций гуманистическую идею о степени и зрелости свободного развития личности в обществе. Она считала, что господствующая в этике формула Ленина о критерии социалистической нравственности является односторонней.
       Самсонова начинает все настойчивее интересоваться проблемами гуманизма, личности, соотношения личных и общественных интересов в источнике и функционировании социалистической нравственности, в деятельности человека. Она выдвигает принцип целокупности личного и общественного, и тем самым более адекватно вскрывает глубоко социальные и вместе с тем всегда предельно индивидуальную природу личного (личного интереса, который в потенции содержит в себе безграничные возможности выражения общественного, в ходе разнообразных форм проявления своей индивидуальной, коллективной и общественной деятельности). Теория приоритета общественного интереса над личным по Самсоновой несостоятельна, а в условиях коммунизма - губительна, и служит лишь "оправданием" тоталитарных форм развития общества.
       Самсонова доказывала, что абсолютизация и фетишизация общественного интереса может быть сколь угодно произвольна и в состоянии "оправдывать" любые антиобщественные и антисоциальные действия, что в политике приводит к волюнтаризму: "оправдывались" незаконные репрессии, насильственная коллективизация, в ходе которой погибли миллионы людей, что явилось трагедией для крестьянского государства, попранием всех гуманистических принципов.
       Самсонова стремилась решать этические проблемы на научной основе, а не на вульгарно-идеологической. Она доказывала, что нет нравственности без свободной воли и свободного выбора, что человек и общество отвечают за свой свободный выбор и что его критерием может стать лишь подлинно этическое начало, его гуманистический смысл.
       Самсонова обосновывала несостоятельность формулы "подчинение личных интересов общественным". Она указывала, что тут не должно быть их противопоставления, ибо нравственный принцип коллективизма и подлинный гуманизм покоятся на развитии личных интересов и наполнении их общезначимым и общечеловеческим содержанием, а не на субординации и подчинении.
       Работы Самсонова (1966, 1968), ее концепция о замене в коммунистическом обществе экономической необходимости нравственной вызывали споры.
       В 1970 Самсонова не была пропущена по конкурсу на новый срок работы в МГУ.
       Работала научным сотрудником одного из институтов Академии педагогических наук. Позже принимала участие в правозащитном диссидентском движении, и в 1980 была вынуждена покинуть свою страну, вслед за изгнанным из СССР мужем - П.М.Егидесом. Оказавшись не по своей воле за границей, Самсонова продолжала заниматься правозащитными проблемами. В это же время ею был опубликован во французских и немецких издательствах ряд работ по этике.
       В последнее время принимала участие в работе ряда коллоквиумов и симпозиумов по социальным и теоретическим проблемам теории социализма.
       Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1990 году ей было возвращено советское гражданство.
Соч.:
       Теоретические проблемы этики. М., 1966;
       К анализу проблемы личности в "Капитале" К.Маркса. Философские проблемы "Капитала" К.Маркса. М., 1968;
       К.Маркс о человеке и его поведении // Советская педагогика. 1968. №5;
       Диалектика интересов в поведении человека. Томск, 1971;
       Нравственный прогресс и проблемы нравственного воспитания // Советская педагогика. 1973. №2;
       Послесловие. Подготовка к изданию. В.Л.Сухомлинский. (Воспитание элементарной моральной культуры); Афоризмы // Новый мир. 1974. №3;
       Вопросы нравственного просвещения в школе // Народное образование. 1979. №З;
       "Новое мышление" как фактор социального развития в СССР // Континент. №55. Париж, 1988;
       От чего - к чему? // Континент. №58. Париж, 1988;
       Перестройка и марксизм (нем. яз.) //Континент. №3. Бонн, 1988;
       Этика перестройки и перестройка этики. Научное исследование (нем. яз.). Бонн, 1989.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:57:42 UTC