Бухарин Николай Иванович [09.10.1888-15.03.1938]

Бухарин Николай Иванович [27.09(09.10).1888-13.03.1938]
       - политический деятель, социолог, философ.
       Учился в Московском университете на экономическом отделении юридического факультета. На последнем курсе, в 1911, был арестован и сослан. В эмиграции, разделяя позиции большевиков, принимал активное участие в рабочем движении. После Февральской революции 1917 вернулся на родину.
       С конца 1917 до 1929 - Ответственный редактор центрального органа партии - газеты "Правда".
       В 1924 избран членом Политбюро, занимал руководящие посты в ЦК, ЦИК СССР, Исполкоме Коминтерна, став в 1926 его председателем.
       Активно участвовал в работе Института Красной профессуры, Коммунистической академии, Института К.Маркса и Ф.Энгельса.
       В 1929 избран действительным членом АН СССР.
       Работал главным редактором "Известий" (1934-1936), в Высшем совете народного хозяйства. Возглавлял институт истории естественных наук и техники, участвовал в издании журнала "Сорена" ("Социалистическая реконструкция и наука"), созданного по его инициативе.
       Был обвинен в контрреволюционной деятельности, исключен из ВКП(б). В 1937 арестован.
       В марте 1938 состоялся судебный процесс по делу так называемых "антисоветчиком . правотроцкистского блока", на котором Бухарина приговорили к расстрелу по сфальсифицированным обвинениям.
       В 1988 Бухарин посмертно реабилитирован, восстановлен в звании действительного члена АН СССР. В наиболее концентрированной форме философские взгляды Бухарина выражены в его рукописи "Философские арабески", написанной в 1937 во внутренней тюрьме Лубянки и посвященной проблемам диалектики и теории познания.
       * * *
       В основе философии Бухарина лежит идея практики, практического отношения человека к миру. Эта позиция находит свое отражение в его понимании социальной природы субъекта и объекта познания, "круговорота" теории и практики, в новом подходе к телеологии, которая объясняется существованием целеполагающего субъекта, в осознании практической направленности современной науки, в социальной интерпретации чувственных данных. Мысль Бухарина двигалась к созданию основанной на диалектике социальной теории познания, не просто преодолевающей разрыв между гносеологией и социологией, а формирующей социальную систему отсчета при решении классических гносеологических проблем.
       Среди представленных Бухариным тем, новых для тогдашнего марксизма, следует особо отметить: трактовку практического, теоретического и эстетического отношения к миру как единого процесса, что давало возможность более широкого понимания практики и выведения ее как гносеологического критерия из этого отношения; выявление различных типов связей в природе, не ограничивающегося причинностью, а включающего и функциональные отношения, статистические связи, телеологическую связь и др.; подчеркивание многообразия форм свободы и необходимости и др. (См.: Огурцов А.П.Неизвестный Н.И.Бухарин // "Вопросы философии" 1993. №6.) Поиски научной социологии привели Бухарина к концепции, в рамках которой общество рассматривается как громадный трудовой механизм с различными частями разделенного совокупного общественного труда.
       Его теория равновесия выражается следующей формулой: первоначальное равновесие разнонаправленных сил, нарушенное равновесие вследствие изменения одной из сил, что ведет к обнаружению внутренних противоречий в системе, и восстановление равновесия на новой основе, при новом сочетании сил как результат эволюции или скачка. Источником движения любой системы является внутреннее противоречие сил, причем любая система стремится к равновесию. Система включает два состояния равновесия: внутреннего - отношения между различными компонентами системы, в случае общества - вещами, людьми и идеями, и внешнее - состояние системы в ее отношении с окружающей средой, в социальной сфере - приспособление общества к природе через процесс производства. В обоих случаях это динамическое подвижное равновесие, причем внутреннее равновесие является функцией внешнего, что позволяет Бухарину, несмотря на плюралистический подход к анализу исторических событий, связанный с признанием их многопричинного, вероятностного характера, - сохранить общую монистическую установку. При всей значимости социальных конфликтов стабильное, развивающееся общество, находящееся в состоянии равновесия, должно быть связной цельной системой, имеющей хотя бы минимальную гармонию всех своих частей. При ее отсутствии общество обречено на деградацию. (См.: Ст.Коэн. Марксистская теория и большевистская политика: "теория исторического материализма" Н.И.Бухарина // "Философские науки" 1989. №1.)
       Социально-философские взгляды Б., изложенные им в начале 20-х гг., к моменту написания "Философских арабесок" претерпели известную трансформацию, выразившуюся в высокой оценке роли телеологии и возврате к традиционному пониманию диалектики.

С.Г.Пионтковский

Соч.:
       Классовая борьба и революция в России. М., 1917;
       Азбука коммунизма. [В соавт.]. М., 1919;
       Экономика переходного периода. М., 1920;
       Теория исторического материализма. М., 1921;
       Новый курс экономической политики. М., 1921;
       Енчмениада (К вопросу об идеологическом вырождении)//Красная новь. 1923. №6;
       К постановке проблем теории исторического материализма // В. Социалистической академии. 1923. Кн.III;
       О мировой революции, нашей стране, культуре и прочем (Ответ академику И.Павлову) // Красная новь. 1924. №1, 2;
       Атака. Сборник теоретических статей. М., 1924;
       Некоторые вопросы экономической политики. Сб. статей. М., 1925;
       Империализм и накопление капитала. М.-Л., 1925;
       Значение аграрно-крестьянской проблемы //Большевик. 1925. №3-4;
       Судьбы русской интеллигенции //Печать и революция. 1925. Кн. III;
       Три речи (К вопросу о наших разногласиях). М.-Л., 1925;
       Путь к социализму и рабоче-крестьянский союз. М., 1925;
       Ленинизм и проблема культурной революции. М.-Л., 1928;
       Дарвинизм и марксизм. Л., 1932;
       Учение Маркса и его историческое значение // Социалистическая реконструкция и наука. 1933. №3, 4, 5, 6;
       Экономика Советской страны. М., 1934;
       "Философские арабески" (главы из рукописи) //"Вопросы философии" 1993. №6.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:57:38 UTC