Рылеев Кондратий Фёдорович [29.09.1795-25.07.1826]

Рылеев Кондратий Фёдорович [18(29)09.1795-13(25).07.1826]
       - поэт, политический деятель.
       Род. в дворянской семье.
       Учился в Петербургском 1-м кадетском корпусе.
       Участвовал в заграничных походах русской армии (1814-1815).
       В 1818 вышел в отставку.
       С 1820 - в Петербурге, занимался литературными делами, совместно с А.А.Бестужевым (Марлинским) основал альманах "Полярная звезда" (1923-1925).
       Служил по судебному ведомству (1821-1824),
       с 1824 - правитель канцелярии российско-американской торговой компании. Состоял в масонской ложе (1820-1821).
       В 1823 вступил в Северное общество, входил в число руководитель движения декабристов и восстания на Сенатской площади. Приговорен к смертной казни и повешен в Петропавловской крепости.
       Мировоззрение Рылеева отмечено сильным влиянием романтически воспринятой идеологии русского Просвещения, что выражало новые черты духовного настроя России первой четверти XIX в.
       Рылеев не создал собственной философской, политической или эстетической теории. Сохранившиеся наброски и отрывки работ Рылеева показывают, что его собственные концепции только складывались. История, согласно Рылееву, совершается по воле промысла, мировое значение имеют только те действия отдельного человека, которые соответствуют этой воле, т.е. "человек в частности свободен, а человечество нет", и "человек свят, когда соглашает поступки свои с делами промысла", воля промысла выражается в Духе времени (Полное собрание соч. М.-Л., 1934. С.418). Мировое развитие идет поступательно - от невежества к просвещению, каждый этап на этом пути характеризуется своим Духом времени. Первобытное невежество, по Р., толкает людей от дикой свободы к деспотизму, в результате чего разделяются прежде единые политика, нравственность, религия. Христианство способствует просвещению, ему противостоит деспотия (Там же. с.412).
       Рылеев осуждает духовенство, когда оно, вместо того, чтобы просвещать народ, укрепляет его предрассудки, действует вопреки влечению людей к свободе и разуму (Там же. С.368). Сами истины христианского вероучения для Рылеева незыблемы (Там же. С.420). После свержения Наполеона, считает Рылеев, усиливается борьба народов с царями, начинается воссоединение политики, нравственности, религии.
       В результате просвещения, рассуждает Рылеев в духе Руссо, нравственность способна подняться на высшую ступень - осознанной добродетели. "Прежде нравственность была опорою свободы, теперь должно быть ею просвещение... Прежде она была врождена, человек был добр по природе; с просвещением он будет добр и добродетелен по знанию, по уверенности, что быть таковым для его блага необходимо" (Там же. с.416-417). С этими идеями связаны романтические представления Рылеева о личности-герое, выполняющем волю промысла, возглавляющем борьбу народов с царями. Отсюда - гражданственность, народность, патриотизм, мятежность поэтического творчества и политической деятельности Рылеева "Известно мне: погибель ждет / Того, кто первый восстает / На утеснителей народа,- / Судьба меня уж обрекла, / Но где, скажи, когда была / Без жертв искуплена свобода?" (Соч. Л., 1987. С.211).
       Основные свойства политических взглядов Рылеев - демократизм и радикализм. Он не останавливался перед насильственными средствами борьбы, выступал за отмену крепостного права с конфискацией части помещичьих земель с целью передачи их крестьянам, за гражданское равноправие; склонялся скорее к республиканскому устройству будущего Российского государства, чем к конституционно-монархическому.
       Рылеев был убежден, что главные вопросы экономического, социального и политического преобразования России должны решаться собрания представителей всех сословий и областей страны.
       Рылееву близка эстетика романтизма, особенно той его разновидности, идеал прекрасного которой включает в себя ценности гражданского служения, борьбы за общественное благо, свободолюбия, народности, патриотизма.
       Рылеев писал, что истинная поэзия, развиваясь исторически, всегда зависит от духа времени, просвещения века, гражданственности и местности, но в существе своем неизменна, поскольку проводит идеалы "высоких чувств, мыслей и вечных истин". Она не поддается никаким определениям, не может подразделяться, по мнению Рылеев, на классическую и романтическую поэзию. То, что называют именем последней, есть самобытная новая поэзия.
Соч.:
       Полное собрание сочинений. Лейпциг, 1861;
       Сочинения и переписка К.Ф.Рылеева. СПб., 1872;
       Полное собрание сочинений. М.-Л., 1934; Соч. Л., 1987.

Н.Ф.Рахманкулова

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:57:36 UTC