Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович [08.03.1939]

Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович (р. 08.03.1939)
       - специалист по этике; доктор философских наук, профессор Член-корреспондент РАН, действительный член ряда обществ, академий.
       Род. в с.Алка-дар (Дагестан).
       В 1961 окончил философский факультет МГУ, в 1964 - аспирантуру того же факультета.
       С 1965 по 1987 преподавал философию и этику в МГУ.
       С 1987 - заведующий сектором этики ИФ АН СССР (ныне РАН), затем руководитель Центра этических исследований, заведующий отделом, заместитель директора (с 1996) того же института,
       одновременно (с 1996) заведующий кафедрой этики философского факультета МГУ.
       Ведет разнообразную научно-организационную работу, является инициатором многих общественных и издательских проектов, среди которых - создание научно-просветительского центра "Этика ненасилия", выпуск альманахов "Этическая мысль" (1988, 1990, 1991, 2000, 2001), книг сер."Библиотека этической мысли", Энциклопедического словаря по этике, издание ряда классических текстов и коллективных трудов.
       Гусейнов является заместителем председателя научно-редакционного совета "НФЭ" в 4 т. (М., 2000-2001), председателем секции этики и членом президиума Российского философского общества.
       Кандидатская диссертация - "Условия происхождения нравственности" (1964).
       Докторская диссертация - "Социальная природа нравственности" (1977).
       Гусейнов сформулировал гипотезу о стадиальном происхождении нравственности, взяв за критерий обособление индивида от родо-племенной общности в качестве самодеятельной личности.
       Он первым в отечественной философии в начале 70-х гг. исследовал золотое правило нравственности как наиболее точное выражение специфики моральной регуляции, способствовал его популяризации в обществе (см. работу "Золотое правило нравственности"). Исходя из единства теоретического содержания и нормативных целей этики, Гусейнов предложил свою систематизацию историко-этического процесса, в которой античная этика предстает по преимуществу как учение о добродетелях, средневековая этика - как учение о благах, а этика Нового времени представляет собой различные опыты теоретического синтеза двух фундаментальных характеристик морали: произвольности и общезначимости (см. работы "Введение в этику", "Краткая история этики").
       В конце 80-х гг. Гусейнов возглавил новое направление исследовательской работы - этика ненасилия; показал, что насилие и ненасилие следует интерпретировать не только как альтернативные варианты, но и как исторически последовательные стадии в борьбе за социальную справедливость; интерпретировал ненасилие как такую конкретизацию принципа любви, которая блокирует возможности его морализирующей фальсификации (см. цикл теоретических статей в журнале "ВФ" за 1991-1996 годы, а также работы по философии Л.Н.Толстого).
       Профессор Гусейнов награжден дипломом ЮНЕСКО за 1996г. с вручением медали Махатмы Ганди "за выдающийся вклад в развитие толерантности и ненасилия". Гусейнов предложил оригинальную интерпретацию важнейших этико-нормативных программ как различных версий решений одной и той же проблемы единства добродетели и счастья (см. работу "Великие моралисты"), конкретизировал понятие моральной демагогии (см. цикл статей на эту тему). Им разрабатывается этическая теория, призванная соединить абсолютность нравственного закона с неповторимостью (единственностью) каждого морального поступка. Основные положения этой теории состоят в следующем: специфика морали связана с модальностью сослагательного наклонения; моральные мотивы имеют своим предметом не содержание поступка, а его возможность и образуют особый (вторичный, контрольный) уровень мотивации; безусловность морали приобретает практич. действенность в форме запретов.
Соч.:
       Проблема происхождения нравственности (на материале развития института кровной мести) // "Философские науки" 1964. №3;
       Золотое правило нравственности //Вестник МГУ им. М.В.Ломоносова Сер."Философия". 1972. №4;
       Начальный этап античной этики// Вестник МГУ им. М.В.Ломоносова Сер."Философия". 1973. №4;
       Социальная природа нравственности. М., 1974;
       Проблема специфики нравственности в этике Аристотеля // Социальная сущность и функции нравственности. М., 1975;
       Отношение к природе как нравственная проблема // "Философские науки" 1975. №5;
       Структура нравственного поступка // Структура морали и личность. М., 1977;
       Золотое правило нравственности. М., 1979 (2-е изд.- 1982, 3-е изд.- 1988);
       Моральность личности: характер детерминации // Моральный выбор. М., 1980;
       Предмет этики //Марксистская этика. (Учебное пособие). 2-е изд. М., 1980;
       Долг и склонности. (Анализ противоречивости моральной мотивации в домарксистской этике) // "Вопросы философии" 1981. №10;
       Этика Аристотеля. М., 1984;
       Этика и мораль // "Философские науки" 1984. №5;
       Введение в этику. М., 1985;
       Мораль // Общественное сознание и его формы. М.,1986;
       Этика Демокрита // Вестник МГУ им. М.В.Ломоносова Сер. "Философия". 1986. №2;
       Краткая история этики. [В соавт.]. М., 1987;
       Die пеие Stellung der Wissenschaft: ethische Aspekte // Zeitschrift f Wissenschaftsforschung. Graz, 1989;
       Soviet ethics and new thinking // In the interest of peace. A spectrum of philosophical views. N.Hampshire. 1990;
       Мораль и насилие // "Вопросы философии" 1990. №5;
       Двухуровневая структура ценностей в стоической этике // Этика стоицизма: традиции и современность. М., 1991;
       Zur Geschichte und aktuellen Situation der Ethik in der Sowjetunion // Studies in Soviet Thought. 42. 1991;
       Этика ненасилия // "Вопросы философии" 1992. №3;
       Благоговение пред жизнью: евангелие от Швейцера. (Послесловие)//А.Швейцер. Благоговение перед жизнью. М., 1992;
       Понятия насилия и ненасилия //"Вопросы философии" 1994. №6;
       Учение Л.Н.Толстого о непротивлении злу насилием // Свободная мысль. 1994. №6;
       Die Idee des Absoluten als Bedingung der Moglichkeit von Moral //Der Mensch und seine Frage nach dem Absoluten. Munchen, 1994;
       Великие моралисты. M.,1995;
       Язык и совесть. М., 1996; Этика. [В соавт.]. М.,1998;
       Сослагательное наклонение морали // "Вопросы философии" 2001. №5;
       Закон и поступок (Аристотель, Кант, Бахтин)//Этическая мысль. М., 2001. [Полную библиографию научных трудов А.А.Гусейнова (1961-1998) см. в книге: "Этика: новые старые проблемы. К шестидесятилетию А.А.Гусейнова". М., 1999. С.246-253.]

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:57:24 UTC