Храповицкий Алексей Павлович [29.03.1863-10.08.1936]

Храповицкий Антоний, митрополит (в миру Храповицкий Алексей Павлович) [17(29).03.1863-10.08.1936]
       - церковный деятель, богослов, философ.
       Род. в с.Ватагино Новгородской губ.; из дворян.
       Как сообщает Г.В.Флоровский, в Духовную академию Храповицкий "пришел из светской школы, в настроениях религиозного славянофильства, под влиянием Достоевского и с уже сложившимся решением встать на пастырский путь". Имея значительный интерес к философии Храповицкий стремился "сомкнуть веру и философию".
       Его магистерская диссертация - "Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности" (1887).
       Занимался публицистической деятельностью. В очень молодые годы (1892) был назначен ректором Московской Духовной академии. Епископ Чебоксарский (с 1897), Чистопольский (с 1899), Уфимский (с 1900), Волынский (с 1902); архиепископ Харьковский и Ахтырский (с 1914); митрополит Киевский и Галицкий (с 1917), член Государственного совета и постоянный член Святейшего Синода (1906-1907, 1912).
       Его биограф Р.Южаков пишет, что Х.(А.) "самый образованный и популярный иерарх Русской Церкви, учитель и духрвный авторитет известнейших церковных деятелей XX в., таких как митрополит Петр (Полянский), Евлогий (Георгиевский), Сергий (Старогородский)", и т.д.
       Друг и единомышленник, а затем непримиримый оппонент Вл.Соловьева.
       Делегат на Всероссийский поместный собор Русской православной церкви 1917-1918 от ученого монашества; товарищ председателя собора ("РЗ". С.41).
       Эмигрировал в 1920 в Константинополь, переехал в Сербию. В соответствии с указом Патриарха Тихона в ноябре 1920 Храповицкий был избран главой Высшего церковного управления, вокруг которого объединялись все русские архиереи вне пределов России. По мнению Флоровского, он "не был исследователем, не был ученым. Но у него всегда были свои мысли, и мысли живые, и у него был особый дар их передавать или внушать" ("ПРБ". С.427).
       Характеризуя собственно философские взгляды Храповицкий, В.В.Зеньковский пишет, что уже в магистерской диссертации сказался характерный для него антропологизм. Все его творческие мысли и построения настолько связаны с темой человека, что даже в чисто богословские вопросы он вносил все ту же антропоцентрическую установку.
       Критикуя натурализм, Храповицкий пишет о "политеизме законов природы" (своеобразное религиозное поклонение законам природы в науке); защищая теистическую доктрину, говорит об имманентности Бога миру: "представляя Бога имманентным миру, мы приняли не самый пантеизм, а ту частицу правды, к-рая содержится в нем. Теизм перестанет быть теизмом и становится пантеизмом не через внедрение Бога в мир, а через отрицание жизни в Боге",- когда начало жизни присваивается только миру, а Божество мыслится статически.
       Подчеркивая односторонность "статической категории сущности", Храповицкий утверждал, что "Бог, оставаясь субъектом всех физических явлений, предоставил самостоятельное бытие субъектам явлений нравственных". Собственную позицию характеризовал как нравственный монизм, предполагающий, что свобода индивидуальных душ потому не нарушает единства бытия, что свобода присуща лишь "субъектам нравственных явлений", т.е. существам, движимым любовью.
       Для своеобразного персонализма X. характерно применение к человеку фундаментального для христологии различения понятия личности и понятия природы (в человеке), или "человеческого естества": "Разделение в нас лица и естества не есть нечто непонятное и отвлеченное, но истина, прямо подтверждаемая самонаблюдением и опытом". "Надо отвергнуть,- считал он,- представление о каждой личности как законченном, самозамкнутом целом, и поискать, нет ли у всех людей одного общего корня, в котором бы сохранилось единство нашей природы и по отношению к которому каждая отдельная душа является разветвлением, хотя бы обладающим и самостоятельностью и свободой". Именно по причине единства человеческого естества "одна личность может вливать непосредственно в другую часть своего содержания".
       В "Статьях по пастырскому богословию" Храповицкий, предвосхищая будущие построения С.Л.Франка, настаивает на том, что при духовном созревании человека его личное "я" всегда и во всем заменяется на "мы". Согласно Храповицкий, только в Церкви "другие - как "не-я" - перестают быть противоположными мне, моему "я"; и здесь свобода каждой личности совмещается - вопреки пантеизму - с метафизическим единством их бытия". Высказывая предположение, что ослабление непосредственного противопоставления "я" и "не-я" способно видоизменять основные свойства человеческого самосознания, Храповицкий утверждал, что "закон нашей личной обособленности есть закон не безусловный, не первозданный, но закон сознания падшего".
       Семнадцать томов трудов Храповицкий опубликовано в 1950-1960 в Нью-Йорке.
Соч.:
       Превосходство православия над учением папизма в его изложении Вл.Соловьевым. СПб., 1890;
       Возможна ли нравственная жизнь без христианской религии. Казань, 1897;
       Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы. Казань, 1898;
       Чем отличается православная вера от западных исповеданий. СПб., 1901;
       Полное собрание сочинений. Т.1-3. Казань, 1909 (2-е изд.- Киев, 1911 (Т.1-3), 1917 (Т.4);
       Церковное учение о Св. Духе. Париж, 1926;
       Исповедь. Варшава, 1928;
       Творения Св. апостола Иоанна Богослова. Варшава, 1928;
       Пушкин как православный христианин. Белград, 1929;
       Избранные соч. Белград, 1935;
       Нравственные идеи важнейших христианских православных догматов. Париж, 1963;
       Слова, беседы, речи. Париж, 1968;
       Словарь к творениям Достоевского. Париж, 1980;
       Письма. Париж, 1988;
       Не должно отчаиваться. Словарь к творениям Достоевского // Москва. М., 1991. №11.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:57:04 UTC