Никифоров Александр Иванович [04.07.1783-21.09.1848]

Галич (наст, фамилия Говоров, в семинарии Никифоров) Александр Иванович [04.07.1783-09(21).09.1848]
       - философ и психолог.
       Род. в г.Трубчевск Орловской губ.
       Окончил духовную семинарию в г.Севск.
       В 1803 поступил в С.-Петербургский педагогический институт. Отправлен для продолжения образования в Германию (1808-1813). Учился в Гельштедте, Геттингеме, Ганновере.
       Преподавал русский и латинский языки в Царскосельском лицее, философию - в Педагогическом институте (с 1819 - университет). При преобразовании университета Руничем (1821-1822) был лишен права чтения лекций (в книге "История философских систем" усмотрели "безбожие и вредное направление"). Ему вменили в вину то, что он "ограничился изложением философских систем без опровержения их". Многие считали его шеллингианцем. Но это, как отмечает Л.Никитенко, не совсем верно. Знакомство с философией Шеллинга и принятие отдельных положений немецкого философа еще не свидетельствовали об этом. Его воззрения стали отдельным феноменом в истории русской мысли как попытка воссоздания "человековедения", оригинальной антропологической концепции.
       Галич полагал, что богословие и философия нуждаются в особом антропологическом обосновании. Он изучал человека с возможно более широкой точки зрения, примерно соответствующей той, которая была установлена для антропологии Кантом.
       Основная идея антропологии Галич - это идея единства духовного и телесного. Человек еще не достиг состояния соответствия своей собственной идее ("РФ". С.117). Будучи уволенным из университета, сильно бедствовал. В довершение его несчастий сгорела рукопись приготовленного им к печати сочинения.
       Галич доказывал независимость объективного мира от познавательных сил человека, подчиненность мышления объективным законам. Являясь одним из первых русских историков философии, Галич определял ее предмет как "покушения человеческого духа решить важнейшие для него задачи с помощью умозрения", требовал установления причин возникновения философских систем и систематизации историко-философских фактов. Составил один из первых справочников по философии "Опыт философского словаря". Трактуя проблемы эстетики, считал, что гений художника - частица божеств, духа, а произведения этого гения запечатлевают божественную идею. "Изящное" имеет свою цель в самом себе, чем отличается от нравственного и истинного. Критиковал теорию подражания, классифицировал виды искусства по родам чувств человека; считал романтизм искусством будущего. Внес вклад в развитие психологии, пытаясь совместить философию и естественно-научные трактовки духовной жизни (см.: "ФЭ". T.l. С.320).
Соч.:
       История философских систем, по иностранным руководствам составленная. Кн. 1-11. СПб., 1818-1819 (ко 2-й кн. приложен "Опыт философского словаря");
       Опыт науки изящного. СПб., 1825;
       Черты умозрительной философии... СПб., 1829;
       Теория красноречия... СПб., 1830;
       Герлаха наука нравов или философские наставления в добродетели. СПб., 1833;
       Картина человека. Опыт наставительного чтения о предметах самопознания для всех образованных сословий. СПб., 1834;
       Лексикон философских предметов. СПб., 1845 (незаверш. изд.).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:56:48 UTC