Флоренский Павел Александрович [21.01.1882-08.12.1937]

Флоренский Павел Александрович [09(21)01.1882-08.12.1937]
       - религиозный философ, ученый-энциклопедист.
       Род. близ местечка Евлах, Елисаветпольской губ., в семье инженера.
       После окончания Тифлисской классической гимназии учился на математическом отделении физико-математического факультета Московского университета (1900-1904). Параллельно с занятиями математикой и физикой изучал философию на историко-филологический факультете. Посещал семинар по древней философии С.Н.Трубецкого и лекции по психологии Л.М.Лопатина.
       В 1904 поступил в Московскую Духовную академию, где в 1908 утвержден в должности исполняющего обязанности доцент по кафедре истории философии (преподавал здесь 1919).
       В марте 1906 в храме Московской Духовной академии по поводу казни лейтенанта Шмидта произнес проповедь "Вопль крови", за что был арестован и заключен в Таганскую тюрьму.
       В 1911 принял сан священника, не занимая приходской должности.
       В 1914 защитил магистерскую диссертацию "О духовной истине. Опыт православной теодицеи". Утвержден в ученой степени магистра богословия и звании экстраординарного профессора Московской Духовной академии по кафедре истории философии.
       В 1912-1917 редактировал журнал "Богословский Вестник". После Октября 1917 работал ученым секретарем Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, преподавал в Сергиевском институте народного образования (читал лекции по физике и математике).
       С 1919 центр тяжести научных интересов перемещается в область физики и техники.
       В 1921 переходит на исследовательскую работу в Главэнерго ВСНХ РСФСР. Старший научный сотрудник Комитета электрификации СССР.
       В 1921 избран профессором Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) по кафедре "Анализ про-странственности в художественных произведениях".
       В 1927 выслан в Нижний Новгород, но через 3 месяца возвращается.
       С 1927 участвовал в редактировании "Технической энциклопедии"; член общей редакции и редактор отдела "Материаловедение".
       С 1929 - заведующий отделом материаловедения Государственного экспериментального электротехнического института.
       В 1930 назначен помощником директора Всесоюзного электротехнического института по научной части.
       В феврале 1933 снова арестован; он обвинялся в "контрреволюционной агитации и пропаганде и организационной контрреволюционной деятельности", т.е. в совершении преступлений, предусмотренных ст.58-10-11. В Бутырской тюрьме, где он содержался, находясь под следствием, написал работу "Предполагаемое устройство в будущем".
       20 мая 1933 в адрес ОГПУ из издательства "Советская энциклопедия" Л.Мартенсом было направлено письмо, в котором говорилось: "Профессор Флоренский является одним из крупнейших советских ученых, судьба которого имеет очень большое значение для советской науки вообще и для целого ряда наших научных учреждений. Будучи уверен, что его арест является плодом недоразумения, еще раз обращаюсь к Вам с просьбой лично познакомиться с делом".
       В июле Флоренский осужден на 10 лет, выслан по этапу в восточно-сибирский лагерь "Свободный".
       Осенью 1934 переведен в Соловецкий лагерь. Вторично осужден особой тройкой НКВД по Ленинградской области. В протоколе №119 от 25 ноября 1937г., подписанном председателем тройки Л.Заковским (от НКВД) и членами тройки В.Гариным и Позерном (от прокуратуры), напротив №90 - Флоренский Павел Александрович - значится решение этой тройки - "Расстрелять". В акте коменданта УНКВД ЛО старшего лейтенанта госбезопасности К.Поликарпова, датированном 8 декабря 1937г., указано, что приговор тройки УНКВД по протоколу №199 в отношении Флоренского П.А. приведен в исполнение 8 декабря 1937г.
       В справке Московского городского суда Министерства юстиции РСФСР от 6 мая 1958г. записано, что "дело по обвинению Флоренского П.А. пересмотрено Президиумом Московского городского суда 5 мая 1958г." и "производством прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления". (Материал приводится по фотодокументам из книги "П.А.Флоренский: Арест и гибель". Изд. Градо-Уфимской Богородской церкви. Уфа, 1997. С.135-140).
       "Смерть Флоренского Павла Александровича, - писал С.Н.Булгаков,- исполняет душу потрясающей скорбью, как одно из самых мрачных событий русской трагедии. ...Из всех моих современников, которых мне суждено было встретить за мою долгую жизнь, он есть величайший, и величайшим является преступление поднявших на него руку".
       В середине 20-х гг. редакционная коллегия Энциклопедического словаря Гранат обратилась к Флоренскому с предложением написать о себе статью. В лаконичной форме он изложил, кроме биобиблиографических данных, и существо своего мировоззрения. В статье говорилось: "Свою жизненную задачу Флоренский понимает, как проложение путей к будущему цельному мировоззрению. Основным законом мира Флоренский считает принцип термодинамики - закон энтропии, всеобщего уравнивания (Хаос). Миру противостоит закон эктропии (Логос). Культура есть борьба с мировым уравниванием - смертью. Культура (от "культ") есть органически связанная система средств к осуществлению и раскрытию некоторой ценности, которая принимается за безусловную - и потому служит предметом веры. Вера определяет культ, а культ - миропонимание, из которого далее следует культура. Всеобщая мировая закономерность есть функциональная зависимость, понимаемая как прерывность в отношении связей и дискретность в отношении самой реальности. Эта прерывность и разрозненность в мире ведет к пифагорейскому утверждению числа как формы и к попытке истолкования "идей" Платона как прообразов" (Энциклопедический словарь русского библиографического института Гранат. Т.44. М., 1927. С.143-144). [В расширенном виде "Автореферат" с разделом "Мировоззрение" опубликован в журнале "ВФ". 1988. №12. С.113-116].
       В предисловии к публикации "Автореферата" А.И.Абрамов пишет, что "нельзя с уверенностью утверждать, что философско-мировоззренческая самооценка в этой статье с полной аутентичностью отражает подлинную суть миросозерцания автора. И дело тут не только в стиле и форме подачи материала, но и в принципиальной сложности формулирования научно-исторической характеристики обширного и разностороннего творчества русского мыслителя.
       Флоренский был одновременно богословом, философом и ученым, и оценка его наследия со всех этих трех позиций может привести к совершенно различным результатам: ведь не существует единства даже в богословской характеристике его религиозно-философских сочинений" (Там же. С.111). Содержание философской концепции Ф. достаточно полно представлено В.В.Зеньковским (3. "ИРФ". Т.II. ч.2. С.182-198) и Н.О.Лосским (Л. "ИРФ". С.228-247).
       Важное место во взглядах Флоренского занимает софиология. Он следует за В.С.Соловьевым, однако, как отмечает С.С.Хоружий (см. "ФЭС". С.710), в трактовке всеединства и Софии Флоренский расходится с Соловьевым: в отличие от него, он строит учение о Софии на материале православной церковности (иконописи, литургики и др.), а явления эмпирич. реальности и самую материю мира, вещество, видит не отъединенными от смысла, а выражающими его, духовно значимыми и ценными. В качестве характерных черт мысли Флоренского С.С.Хоружий выделяет следующие: 1) тяга к платонизму и в целом к духовному строю греческой античности; тенденция к максимальному сближению эллинского и православного духовных стилей; 2) "конкретность" - неприятие спиритуализма и отвлеченной метафизики, стремление дополнить религиозно-философские тезисы экскурсами в различные области знания и, в частности; 3) интеграция идей и методов современного естествознания в рамки религиозного мировоззрения - впоследствии становятся главными установками его "конкретной метафизики" 20-х гг. Это - метафизика всеединства на новом этапе, обогащенная феноменологическим методом исследования и рядом выдвинутых Ф. идей философского символизма и семиотики. Ее задача - выявление неких первичных символов, базисных духовно-материальных структур, из которых слагаются различные сферы реальности и в соответствии с которыми организуются различные области культуры.

П.В.Алексеев

       * * *
       Существеннейшей чертой философского мировоззрения Флоренского является его онтологический символизм, столь зримо противостоящий европейской философии разновидностям символизма - натуралистическому (З.Фрейд), гносеологическому (Э.Кассирер), логическому (философия неопозитивизма), инструментально-лингвистическому (аналитическая философия, постструктурализм).
       С точка зрения Флоренского, за материально-энергийным "телом" символа стоит высшая духовно-смысловая реальность, органично с этим телом "сращенная" и лишь посредством него доступная для нашего сознания. "Нас окружают,- писал Флоренский,- не призрачные мечты, которые перестраивались бы по нашей прихоти, бессильные и бескровные, а реальность, имеющая свою жизнь и свои отношения к прочим реальностям, именно поэтому она вязка и требует с нашей стороны усилия, чтобы были завязаны с нею новые связи, чтобы были прорыты в ней новые протоки. Это - символы. Они - суть органы нашего общения с реальностью. Ими и посредством их мы соприкасаемся с тем, что было отрезано до тех пор от нашего сознания. Изображением мы видим реальность, а именем - слышим ее; символы - это отверстия, пробитые в нашей субъективности". Эта онтологически-символическая метафизическая установка легла в основу блестящих исследований Флоренского по символике имени, символике цвета, музыки и числа. Особым философско-художественным достижением Флоренского является анализ символизма русской православной иконописи.

Л.В.Иванов

Соч.:
       О символах бесконечности // Новый путь. 1904. №9;
       Об одной предпосылке мировоззрения // Весы. 1904. №9;
       Вопль крови. М., 1906;
       Общечеловеческие корни идеализма //Богословский Вестник. 1909. №2;
       Космологические антиномии Им. Канта. Сергиев Посад, 1909;
       Пределы гносеологии. Основная антиномия теории знания // Богословский В. 1913. №1;
       О духовной истине. Вып.1-2. М., 1913;
       Разум и диалектика //Богословский В. 1914. №9;
       Столп и утверждение истины. М., 1914 (2-е изд.- Берлин, 1929);
       Смысл идеализма. Сергиев Посад, 1914;
       Приведение чисел. К математическому обоснованию числовой символики. Сергиев Посад, 1916;
       Первые шаги философии. Из лекции по истории философии. Сергиев Посад, 1917;
       Символическое описание // Феникс. Кн.1. М., 1922;
       Мнимости в геометрии. М., 1922;
       Опись панагий Троице-Сергиевой лавры XII- XIX вв. Сергиев Посад, 1923;
       Обратная перспектива // Труды по знаковым системам. Сб.З. Тарту, 1967;
       Закон иллюзий // Труды по знаковым системам. Сб.З. Тарту, 1971;
       Simbolarium (Словарь символов). Предисловие // Труды по знаковым системам. Сб.З. Тарту, 1971;
       Пифагоровы числа // Труды по знаковым системам. Сб.З. Тарту, 1971;
       Строение слова // Контекст-1972. М., 1973;
       Анализ пространственности в художественно-изобразительных произведениях // Декоративное искусство СССР. 1982. №1;
       Макрокосм и микрокосм //Богословские труды. Сб.24. М., 1983;
       Антиномия языка // Studia Slavica Hung. 32/1-4. Akademiai Kiado. Budapest, 1986;
       Идея прерывности как элемент миросозерцания // Историко-математические исследования. Вып.30. М., 1986;
       Пути и средоточия. Итоги // Эстетические ценности в системе культуры. М., 1986;
       Имена //Вопросы литературы. 1988. №1;
       Автореферат // "Вопросы философии" 1988. №12;
       Время и пространство // Социс. М., 1988. №1;
       Имена // Социс. 1988. №6. 1989. №2-6. 1990. №2, 4, 5, 7, 8, 10, 11;
       Сочинения.-Приложение к журналу "ВФ" - П.А.Флоренский. T.I (1-2).
       "Столп и утверждение истины". М., 1990; Т.II.
       "У водоразделов мысли". М., 1990;
       Общечеловеческие корни идеализма // "Философские науки" 1990. №12; 1991. №1;
       Предполагаемое государственное устройство в будущем //Литературная учеба. 1991. №3;
       Переписка П.А.Флоренского и В.А.Кожевникова // "Вопросы философии" 1991. №6;
       О суеверии // "Философские науки" 1991. №5;
       Детям моим. Воспоминанья прошлых дней. Генеалогические исследования. Из соловецких писем. Завещание. М., 1992;
       Сочинения в 4 т. Т.1. М., 1994. Т.2. М., 1996. Т.З (1, 2). М., 1999. Т.4 М., 1998;
       Собрание сочинений. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М., 2000;
       Переписка священника Павла Александровича Флоренского со священником Сергием Николаевичем Булгаковым. Томск, 2001.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:56:36 UTC