Махайский Ян-Вацлав [__.__.1867-__.__.1926] {(1867г.-1926г.)}

Махайский Ян-Вацлав (Вацлав Константинович, Иван Константинович) (псевд.- Вольский А.) (1867-1926)
       - публицист, социолог.
       Род. в Келецкой губ.
       Учился в университете. Будучи студентом, принимал участие в польском национально-освободительном движении. Арестован, провел 5 лет в тюрьме, сослан в Вилюйск.
       С 1900 - в Иркутске. В 1903 вновь арестовывают. Удается бежать за границу. Постепенно отходит от марксизма. Вернулся в Россию в 1906.
       В 1908-1917 в Женеве. После Октябрьской революции отошел от общественно-политической деятельности. Умер в Москве.
       Взгляды Махайский эволюционировали от социал-демократизма к анархизму. Известен резкими выступлениями против интеллигенции. С его именем связана "махаевщина" - антиинтеллигентское течение.
       Махайский считал, что наука монополизирована армией ученых ("умственных рабочих") - привилегированным слоем общества. Как ученые, так и интеллигенция в целом по своему жизненному уровню приближаются к буржуазии. Они так же, как и буржуазия, пользуются привилегированным доходом. Прибыль, получаемая капиталистами, обеспечивает паразитическое существование ученых. "Умственные рабочие" нападают вместе с пролетариатом на капитал, но по своим соображениям: за более "справедливое" распределение национальной прибыли между образованным обществом, против плутократии. Их социалистическим идеалом является переход средств производства в руки общества без нарушения остальных "священных" нрав собственности. К такому идеалу, утверждал он, призывает и социал-демократия, вступая в союз с буржуазной интеллигенцией и сохраняя государство, которое в любой своей форме нуждается в наемниках - "умственных рабочих". Противоположность социализма "умственных рабочих", состоящего в обобществлении капитала, является, по Махайскому, "пролетарский социализм" с его принципом дележа "поровну" всего дохода. Организация, служащая реальным интересам рабочего, может быть создана лишь тогда, писал он, когда из движения будет исключена обуздывающая его сила - интерес "умственного рабочего", когда пролетарское движение будет направлено против "господствующего образованного общества", с тем чтобы вырвать у него наследие человечества и "обобществить знание".
       Главным для Махайского - ниспровержение государства как такового, основой которого является слой "образованного общества" с интеллигентским меньшинством во главе. Социализм, считал М., "чудовищный обман рабочих" со стороны интеллигенции.
Соч.:
       Умственный рабочий. ч.1. Эволюция социал-демократии. 1898.
       Умственный рабочий. ч.2. Научный социализм. 1899.
       Умственный рабочий ч.3. Вып.1. Социализм и рабочее движение в России. 1904.
       Умственный рабочий ч.3. Вып.2. Социалистическая наука как новая религия. 1905;
       Буржуазная революция и рабочее дело. СПб., 1906;
       Банкротство социализма в XIX в. 1906;
       Умственный рабочий [избранные главы]// Образ будущего в русской социально-экономической мысли конца XIX- начала XX века. Избранные произведения. М., 1994.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:56:32 UTC