Дышлевый Пётр Исидорович [20.06.1927-20.01.2000]

Дышлевый Пётр Исидорович (20.06.1927-20.01.2000)
       - специалист в области методологии философии естествознания, теории познания и философских проблем творчества; доктор философских наук, профессор
       Род. в Черкасской обл. (Украина).
       Окончил физико-математический факультет Черкасского госсударственного педагогического института (1951), аспирантуру ИФ АН Украинской ССР (1954).
       Работал в АН Украинской ССР младшим научным сотрудником, старшим научным сотрудником, ученым секретарем, заведующим отделом философских вопросов естествознания, заместителем директора.
       С 1972 - заведующий кафедрой диалектического материализма и декан философского факультета Киевского государственного университета.
       С 1980 по 1997 - заведующий кафедрой философии Московского государственного института электронного машиностроения (ныне - Технический университет), с 1995 - профессор Российского университета Дружбы народов.
       Дышлевый - действительный член Академии гуманитарных наук.
       Докторская диссертация - "Философские проблемы релятивистской физики" (1968).
       Ответственный редактор (соредактор) и участник многих коллективных монографий и сборников, в том числе "Теория и метод" (М., 1987), "Диалектика творческой деятельности" (Воронеж, 1989), "Творчество и свобода" (Воронеж, 1994) и др.
       Дышлевый выдвинул и обосновал положение о трех основных формах взаимосвязи философии и естествознания: философского основания естественно-научных дисциплин, конкретизация содержания и функций философских принципов и категорий, постановка и способы разрешения философских вопросов естествознания.
       Анализируя теоретиски-познавательные установки неклассической (релятивистской и квантовой) физики, разработал концепцию "условий познания" как третьего компонента познавательного процесса неклассического естествознания (наряду с объектом и исследователем). На теоретическом уровне под "условиями познания" им понимался функционирующий в данной системе "язык наблюдений", а также научный фон и средства развертывания и интерпретации теоретических систем, а именно: исходные знания, необходимые для интерпретации новой теории, которые включают философию и логические предпосылки, наглядные образы и модели, проверенные опытом базисные физические теории.
       "Условия познания", по Дышлеву, выступают в качестве опосредующего звена во взаимосвязи объектов и исследователей (наблюдателей), т.е. они не могут быть целиком отнесены ни к определению физического объекта, ни к определению исследователя (наблюдателя). Концепция "условий познания" позволяет глубже раскрыть подлинную природу ряда фундаментальных понятий современной (неклассической) физики. Это, в частности, касается таких понятий, как "физическая реальность" и "относительность".
       В работах Дышлева было показано, что "физическая реальность" - это опосредование физических объектов условиями познания, которые фиксируются, моделируются различным образом на разных уровнях познавательного процесса; речь идет, следовательно, о представлении одной и той же "физической реальности" на различных уровнях физического знания: на эмпирическом уровне она представляется определенными обобщениями, систематизациями данных наблюдений и измерений, а на теоретическом - логическими реконструкциями результатов опосредования физических объектов условиями познания в форме целостных систем знаний - физических теорий. Следовательно, содержимое категории "физическая реальность" связано, с одной стороны, с категорией объективной реальности, а с другой - с характеристиками познавательного процесса - с категориями объекта и субъекта познания.
       Дышлевым был обоснован (совместно с Л.В.Яценко) дифференцированный подход к содержанию категории "картина мира" - было показано, что она характеризует, с одной стороны, определенный компонент научного мировоззрения, а с другой - выступает как специфическая - по сравнению с теорией - научная модель исследуемой реальности.
       Дышлевый определил поиск сущности творчества как философскую проблему и обосновал также необходимость формирования специальной автономной науки о творчестве со специфическим категориально-понятийным аппаратом, место философии и философов в этом процессе, подчеркнул необходимость социальной защиты творческой личности в условиях коренных социальных преобразований в России.
Соч.:
       Вопрос о пространстве и времени в теории относительности (на укр. яз.). Киев, 1957;
       Материалистическая диалектика и физический релятивизм. Киев, 1972;
       Естественно-научная картина мира как форма синтеза знаний // Синтез современного научного знания. М., 1973;
       Диалектический материализм и проблема реальности в современной физике. [В соавт.]. Киев, 1974;
       Концепция относительности в классической и современной физике в свете диалектического материализма // Современное естествознание и материалистическая диалектика. М., 1977;
       Диалектика революций в естествознании. [В соавт.] // "Вопросы философии" 1981. №3;
       Материалистическая диалектика и проблема научных революций. [В соавт.]. Киев, 1981;
       Что такое общая картина мира. [В соавт.]. М.,1984;
       Регуляция творческой деятельности (философско-методологические проблемы). [В соавт.]. Воронеж, 1986;
       Научные революции как предмет философского исследования // Научные революции в диалектике культуры. Минск, 1987;
       Проблема реальности в естественно-научном познании и объективная истина // Теория познания. Социально-культурная природа познания М., 1991;
       Сущность творчества как философская проблема // Личность: развитие и реализация в творчестве. Курск, 1996.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:56:20 UTC