Хвольсон Орест Данилович [04.12.1852-11.05.1934]

Хвольсон Орест Данилович [22.11(04.12).1852-11.05.1934]
       - физик.
       Род. в Петербурге.
       Окончил Петербургский университет (1873).
       С 1876 - преподаватель (с 1891 - профессор) Петербургского университета и ряда других учебных заведений.
       Член-корреспондент (1895), почетный академик (1920) Российской академии наук. Герой труда (1926).
       Автор "Курса физики" (в 4т. 1892-1915), который в течение долгого времени оставался образцовым пособием для высшей школы.
       Хвольсон глубоко интересовали вопросы, касающиеся взаимоотношения философии и естествознания: от того, каковы они в реальности, зависит либо успешное развитие этих областей знания, либо их торможение. Он не раз останавливался на этой проблеме. Особенно показательна книга "Гегель, Геккель, Коссут и Двенадцатая заповедь".
       В течение определенного времени, отмечает он, естествознание и философия все более и более отчуждались друг от друга. Но вот уже лет 20, как абсолютное взаимное игнорирование прекратилось и происходит между ними сближение. Многочисленные естествоиспытатели стали издавать философские или якобы философские исследования, а многочисленные философы начали публиковать свои естественно-научные, или якобы естественно-научные сочинения. Есть причины для сближения и у философов, и у естественников. Плоды такого сближения налицо (Хвольсон приводит как пример книгу Э.Гартмана "Мировоззрение современной физики").
       В то же время Хвольсона беспокоят гегелевско-натурфилософские построения некоторых философов, недостаточно вникающих в существо частно-научного знания, в открытия науки, но особенно - высокомерие естественников, поучающих, не зная толком философии, самих специалистов по философии. Он анализирует книгу Э.Геккеля "Мировые загадки" и обнаруживает в ней многие несуразности, когда тот начинает обращаться с материалом физики или с материалом философии. Геккель, например, утверждает, что философия состоит из утверждений: душа - это коллективное понятие, выражающее сумму мозговых функций; проблема свободы воли - это догмат, основанный на недоразумении, эта проблема не существует, и т.п.
       Хвольсон - за взаимную компетентность философоф и естественников. В большинстве случаев весьма поверхностное философское образование естественника в вузах России (в Германии - очень высокое) имеет ту отрицательную сторону, что приводит к соблазнительному выводу, что философствовать очень просто и легко, что философствовать, в конце концов, может каждый. "Всего проще и скорее пойдет дело, если игнорировать всю гигантскую умственную работу двух тысячелетий, произвести tabula rasa, и начать сначала, предлагая свое собственное философское учение. Не следует, однако, писать о том, чего "не понимаешь", т.е. чего не изучал с большим прилежанием в продолжении многих лет. Лишь о том, что принадлежит к моей специальности, что я, к примеру, в течение тридцати лет изучал и обдумывал,- подчеркивает он,- я могу дозволить себе критическое рассуждение. Вне моей специальности я, как профан, могу дозволить лишь скромно поставить несколько вопросов. Тот, кто считает себя профаном в исторических, социальных, религиозных и в особенности, философских вопросах - а профан есть всякий, кто не изучал этих вопросов добросовестно во всем их объеме - тот никого не может заинтересовать своим мнением о тех частях "Мировых загадок", которые посвящены историческим, социальным, религиозным и философским вопросам. Здесь можно сказать: Сапожник, оставайся при своем деле!" (С.48). "Сближение естествознания с философией привело к новой волне озлобления. Половина вины на философах, но половина вины лежит на естествоиспытателях. И тем и другим нужно всегда соблюдать двенадцатую заповедь: никогда не пиши о том, чего ты не понимаешь. Сапожник, оставайся при своем деле!"
Соч.:
       Позитивная философия и физика // Мир божий. СПб., 1898. №5;
       Гегель, Геккель, Коссут и Двенадцатая заповедь. Критический этюд. СПб., 1911;
       Можно ли применить законы физики ко Вселенной. СПб., 1913;
       Знание и вера в физике. Пг., 1916;
       Значение науки для человечества. Пг., 1919;
       Физика и ее значение для человечества. Пг., Берлин, Стокгольм, Лондон, 1921 (2-е изд.- Берлин, 1923);
       Теория относительности А.Эйнштейна и новое миропонимание. Пг., 1922;
       Характеристика развития физики за последние 50 лет. Л., 1924;
       Физика наших дней. М.-Л., 1928 (4-е изд.- 1932).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:56:20 UTC