Виппер Борис Робертович [15.04.1888-24.01.1967]

Виппер Борис Робертович [03(15).04.1888-24.01.1967]
       - искусствовед, эстетик; доктор искусствоведческих наук, профессор
       Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1911).
       После окончания - хранитель картинной галереи Румянцевского музея.
       С 1916 - приват-доцент, с 1918 - профессор Московского университета.
       В 1923-1924 читал лекции по истории искусств в Московском университете.
       В 1924-1941 жил в Риге, читал лекции, работал в архивах, изучал искусство Прибалтики.
       С 1941 - вновь в Москве, старший научный сотрудник Института истории материальной культуры АН СССР, профессор, заведующий кафедрой истории искусств ИФЛИ.
       В 1942-1943 преподавал в Средне-Азиатском государственном университете.
       С 1944 работал в институте истории искусств (Москва), заведующим кафедрой общего искусствоведения МГУ.
       Заслуженный деятель искусств РСФСР (1959), Член-корреспондент Академии художеств СССР (1962).
       Центральное место в научных исследованиях Виппера занимают теория и история искусства. Разработка проблем искусствоведения привела Виппера к формированию своеобразной философии искусства, собственной концепции эстетического. Философские проблемы развития искусства выступают у Виппера как отражения логики эволюции искусства в его стилях и жанрах. Сущность развития живописи, считает он, состоит в том, что художественный образ пространства и предметов в пространстве определен миросозерцанием эпохи: "Эволюция искусства не есть развитие умения, но есть смена мировоззрения" ("Статьи об искусстве". М., 1970. С. 15).
       Программное значение для творческой эволюции Виппер имела статья "Три стиля" (1920), посвященная специфике исторического восприятия художником пространства (плоскостное изображение, динамическое пространство, объемная живопись или европейский реализм). Неизменный научный интерес вызывали у Виппера культура и история античного мира, естественным образом перенесенные в эпоху итальянского Ренессанса. Специальные исследования посвящены Джорджоне, Джотто, Растрелли, Леонардо да Винчи, Рембрандту, Микельанджело.
       Теоретические обобщения Виппер строит путем перехода от стилей к направлениям: искусство XVI-XVII веков - история искусствознания, барокко - специфика западноевропейского искусства и т.д.
       Виппер считал реализм основным направлением в искусстве, т.к. искусство является формой познания мира. Эстетическое познание совершается как диалектическое, двигаясь от формального к культурно-историческому и от него - к духовно-историческому методу. Увлечение формалистской стороной изображения жизни Виппер связывал с кризисом современного искусства, переоценкой проблемы формы, неустойчивостью тенденций в художественном восприятии и утратой человеком целостности. Критически оценивал искусствоведческие концепции А.Ригля, О.Шпенглера, В.Гаузенштадта, Д.Фрея и др.
Соч.:
       Английское искусство. Краткий исторический очерк. М., 1945;
       Борьба течений в истории искусства XVI века. М., 1954;
       Очерки голландской живописи эпохи расцвета. М., 1962;
       История европейского искусствознания. М., 1963;
       Статьи об искусстве. М., 1970;
       Искусство Древней Греции. М., 1972;
       Итальянский Ренессанс XIII-XVI вв. Курс лекций. Т.1-2. М., 1977;
       Архитектура русского барокко. М., 1978.

Е.В.Зорина

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:56:14 UTC