Юшкевич Павел Соломонович [29.06.1873-06.12.1945]

Юшкевич Павел Соломонович (29.06.1873-06.12.1945)
       - специалист по гносеологии, социальной философии, истории философии, метафилософии; переводчик зарубежной философской литературы.
       Род. в Одессе.
       Еще в гимназии занимался в марксистском кружке. Находился в заключении и ссылке (в Кишиневе). В ссылке продолжал занятия математикой, которой увлекался и ранее, написал работу по механике в пространстве Лобачевского. После ссылки уехал в Париж для продолжения образования.
       Окончив Сорбонну, возвратился в Одессу, занимался публицистической деятельностью; примкнул к фракции меньшевиков РСДРП; участник революции 1905. Опубликовал ответ на критику своей концепции В.И.Лениным в "Материализме и эмпириокритицизме" в 1910 в брошюре "Столпы философской ортодоксии" (раздел "Если прикажут - акушером стану"). Совместно с А.В.Васильевым выпустил в 1912-1917 десять сборников "Новые идеи в математике".
       В Петербурге, где Юшкевич находился с осени 1906, занимался публицистической деятельностью, публиковал статьи по философии.
       В 1917 - на Украине, сотрудничал в меньшевистском журнале "Объединение".
       После 1917 работал в Одессе, служил в статистическом отделе Горсовета, читал лекции по философии.
       С 1922 - в Москве. До 1930 - сотрудник Института Маркса и Энгельса. Занимался в основном переводами (им переведены многие сочинения Гельвеция, Гольбаха, Дидро, Лейбница и других философов; был первым переводчиком "Диалектики природы" Ф.Энгельса).
       Имя Юшкевича тесно связано с одним из ведущих направлений в гносеологии первой четверти XX в.- символизмом ("эмпириосимволизмом");
       Ю. внес существенный вклад в обоснование его правомерности. Он различал понятия "истина-копия" и "представления-символы", а также "промежуточные ("экспликативные") суждения". В предметном мире явления есть символы тех или иных сущностей и требуют расшифровки; сущности первого порядка есть символы сущностей второго порядка и т.д. Чтобы углубить свое познание, субъект постоянно изобретает новые средства и все больше связывает себя с символами, конвенциями. В эмпириосимволизме Юшкевич видел концепцию, высоко поднимающую творческий характер познания.
       Юшкевич полагал, что марксизм как экономическая и политическая доктрина может быть связан не с материализмом (под последним он понимал материализм, признающий только "истины-копии"), а с концепцией, близкой к взглядам Авенариуса, Маха, Пуанкаре.
       * * *
       Разноречивость философских позиций теоретиков российской социал-демократии и та острота, с которой между ними велась полемика по основным философским вопросам в начале XX в., стимулировали в этот период интерес Юшкевича к выяснению взаимоотношений между философией как специфической формой духовной деятельности и марксизмом.
       Согласно Юшкевичу, сущность марксизма антиномична. Он соединяет в себе научное мировоззрение как воплощенный дух здорового критицизма и свободы творчества и политологическую программу, вероучение, требующее следования ортодоксии. Столкновение этих начал определяет тенденцию развития марксизма.
       Юшкевич убежден, что идейные споры в среде сторонников марксизма - это первый шаг на пути "культурного расширения марксизма" (На тему дня // Вершины. Кн.1. СПб., 1909. С.390). Он подчеркивает, что "потенциальный марксизм... универсален, всеобъемлющ; ничто человеческое, ничто культурное ему не чуждо. Религия, этика, эстетика, вопросы литературы, критики - на все это он должен дать свои ответы... определенные, ясные, связанные в одно стройное органическое целое (Там же. С.391).
       В дальнейшем Юшкевич обращается к изучению феномена философии. Он расширяет свое представление о природе философского знания. В работе "Мировоззрение и мировоззрения", где анализируются различные трактовки сущности философии в мировой философской мысли конца XIX-начала XX в., Юшкевич приходит к выводу, что подлинная философия совсем не наука, а только наукообразна и в своем развитии подчиняется поэтому совсем иной закономерности, чем развитие науки. Развитие философии, по Юшкевич, происходит не путем накопления знания, а через изменение мироощущения. Философская суть некая целостная образно-эмоциональная реакция личности на мир, которая неверно принимается за общезначимый вид познания. В философии выделяется ядро - философская интуиция, имеющая истоки в глубинах нашего интимного "я", и оболочка, призванная оправдать эту интуицию и потому имеющая наукообразный вид (О сущности философии // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: философия и мировоззрение. М., 1990).
       Различные философские системы представляют собой своеобразные проекции наружу интимного "я". Согласно Юшкевичу, судьбы философии определяются взаимосвязью трех факторов: индивидуально-психологического, определяющего многообразие систем, социального, производящего отбор тех или иных реакций на мир в каждую конкретную эпоху, а также фактором уровня развития науки, определяющим форму логических построений.
       В своих взглядах на природу философии Юшкевич в ряде работ сближался с позицией представителей философской жизни.
Соч.:
       О материалистическом понимании истории. СПб., 1907 (2-е изд.- Одесса, 1921);
       Материализм и критический реализм. СПб., 1908;
       Современная энергетика с точки зрения эмпириосимволизма // Очерки по философии марксизма. СПб., 1908;
       На тему дня (к вопросу о философском брожении в марксизме) //Вершины. Кн.1. СПб., 1909;
       Новые веяния. (Очерки современных религиозных исканий). СПб., 1910;
       Столпы философской ортодоксии. СПб., 1910;
       Мировоззрение и мировоззрения. (Очерки и характеристики). СПб., 1912;
       О сущности философии (к психологии философского миросозерцания). Одесса, 1921 (переопубликовано: На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. М., 1990; "Философские науки" 1990. №9);
       Теория относительности и ее значение для философии // Теория относительности Эйнштейна и ее философское истолкование. М., 1923.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:56:00 UTC