Спир Африкан Александрович [27.11.1837-25.03.1890]

Спир [Шпир (SPIR)] Африкан Александрович [По В.В.Зеньковскому ("ИРФ". Т.2. 4.2. С.115) - Африкан Иванович] [15(27).11.1837-13(25).03.1890]
       - русско-немецкий философ.
       Род. в имении Маслениновка близ Елизавет-града Херсонской губ., в семье врача, обрусевшего немца.
       С 1854 - гардемарин. Участвовал в обороне Севастополя.
       В 1879 освободил своих крестьян, наделив их землей и уплатив за них денежные повинности.
       В 1862 отправился за границу, слушал лекции в Гейдельберге. Поселился в Германии (1867), затем в Швейцарии (1878).
       Умер в Женеве.
       Истинным философским методом, по Спиру, служит сформулированное Декартом требование: выявить непосредственные данные сознания и делать из них только вытекающие с совершенной очевидностью выводы. В качестве истинного философского основоположения Спир принимает декартово доказательство дуализма мыслящего и протяженного начал. К непосредственно данному Спир относит не только внутренний опыт, но и само различение внутреннего и внешнего: Я и не-Я. Вслед за Кантом Спир утверждает трансцендентальный, априорный характер познания, однако, обосновывая априорность, выдвигает аргумент о несоответствии опыта законам мышления (в частности, логическому закону тождества).
       Спир приводит не только логические, но и этического аргументы в пользу априорности законов сознания, обращая внимание на моральный аспект сознания должного, невыводимого из сущего. Через сферу логического и этического раскрывается абсолютное бытие - абсолютно простая, вечная, неизменная, единственная и совершенная субстанция.
       Спир различает три сферы бытия: ноуменальный мир ("вещей в себе"), феноменальный мир - эмпирическая реальность, лежащая вне пространства, но подчиненная закону времени, а также сфера субъективных представлений. Первые два мира не связаны каузально: ноуменальный мир выступает как идеал, норма, а не основание мира эмпирического.
       Бог в системе Спир выступает в качестве безличной субстанции. Он утверждает, что Бога нельзя мыслить ни как Творца, ни как Владыку, а лишь как идеал, решительно различая понятие Бога и "действующий принцип природы", и поэтому считает пантеизм философски неприемлемым. Необъяснимость действительного мира, невозможность пользоваться понятием причины для уяснения связи явлений и Безусловной сущности не мешают, по Спиру, считать, что Безусловно есть идеал, во имя которого и должен действовать человек; с этим идеалом мы должны проходить "сквозь" действительное бытие. (См.: "ФЭ". Т.5. С.115; 3. "И.Р.Ф." Т.2. 4.2. С.115-116.)
Соч.:
       Denken und Wirklichkeit. Bd.1-2. Lpz., 1873;
       Empirie und Philosophie. 1876;
       Беседы о религии. 1883;
       Gesammelte Schriften. Bd.1-4. Lpz., 1883-1885 (nep. на рус. яз.: Очерки критической философии. М., 1901);
       Замечательные мыслители Древнего и Нового мира. СПб., 1901;
       Об истинном и ложном понимании права. Н.-Й., 1919.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:55:48 UTC