Волынская Людмила Моисеевна [15.04.1935]

Волынская Людмила Моисеевна (р. 15.04.1935)
       - специалист по проблемам теории познания и методологии науки; кандидат философских наук, доцент
       Род. в Москве.
       Окончила физико-математический факультет Таджикского государственного университета (1957), аспирантуру по кафедре философии того же университета (1966).
       Работала научный сотрудник Института астрофизики АН Таджикской ССР.
       С 1966 - преподаватель, затем доцент кафедры философии Таджикского государственного университета (Душанбе).
       С 1990 - доцент кафедры философии Хабаровского педагогического института.
       В настоящее время - заведующий кафедрой философии Хабаровского государственного педагогического университета.
       Кандидатская диссертация - "Проблемы соотношения категорий движения и покоя и теория относительности" (1967).
       В ее трудах рассматриваются историческая смена картин мира и вытекающие из нее изменения в механизмах познания, анализируется особая познавательная операция, названная "генерализацией картин мира" и показывается, что эта операция (рассматриваемая как общенаучная) определяет социодинамику гносеологических систем. Устанавливается связь лидирующей картины мира с социумом, условиями его организации, ведущим типом деятельности. Выявляется зависимость между характером социума и механизмами информационного переноса, сопровождающегося появлением таких специфических превращенных форм сознания, как научный миф (1980), научная метафора (1987).
       Выделяется ряд механизмов приращения философского знания: через миграцию категорий и понятий из области обыденного и научного знания в философии, через разрешение пограничной ситуации, определяемой как знание о незнании; характеризуется специфическая операциональная наглядность, позволяющая передавать философскую информацию в учебном процессе. Рассматриваются иррациональные аспекты познания, осуществляющие через миф и демифологизацию. Выдвигаются методологические задачи обучения в эпоху избытка информации (учить - незнанию).
Соч.:
       К вопросу о механизме приращения философских знаний. [В соавт.]// "Философские науки" 1974. №5;
       "Картина мира" и механизмы познания. [В соавт.]. Душанбе, 1976;
       Научная картина мира в динамике общественного сознания: челночное движение // Научная картина мира: общекультурное и внутринаучное функционирование. Свердловск, 1985;
       Философская рефлексия как форма самокритики // Критическая функция марксистско-ленинской философии. Свердловск, 1988;
       Научная метафора: к методологии исследования трансляции знания. [В соавт.]// "Философские науки" 1989. №2;
       Динамика картин мира и типов деятельности //Диалектика социальных процессов. Хабаровск, 1991;
       Философствование как способ мышления: еще раз о философских истоках марксизма. [В соавт.] // "Философские науки" 1992. №2;
       Научная системотехника как уровень знаний: социальные условия, формы, специалист // Культура. Традиции и современность. Сборник научных трудов. Хабаровск, 1998;
       Учить - незнанию //Духовная деятельность и ее формы. Сборник научных статей. Хабаровск, 1999;
       Миф и демифологизация //Духовное производство и его специфика. Хабаровск, 2000.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:55:40 UTC