Кудрявцев-Платонов Виктор Дмитриевич [15.10.1828-15.12.1891]

Кудрявцев (Кудрявцев-Платонов) Виктор Дмитриевич [03(15).10.1828-03(15).12.1891]
       - философ и богослов.
       Род. в Новоржевском уезде Псковской губ., в семье священника. Первоначальное образование получил в духовной семинарии.
       Окончил затем Московскую Духовную академию (1852). Получал стипендию митрополита Платона, что давало право прибавить к своей фамилии его имя. Оставлен бакалавром библейской истории и греческого языка (1852-1854).
       С 1854 занимает кафедру философии;
       с 1857 - профессор академии; преподавал историю филос, метафизику и логику (до 1891).
       В 1861-1862 вел занятия по курсу метафизики и логики с наследником - цесаревичем Николаем Александровичем.
       В начале 80-х гг. приглашен в числе немногих академических профессоров в Комитет по преобразованию духовных учебных заведений (здесь ему удалось отстоять "раздельные" кафедры метафизики и логики, психологии, истории философии, существовавших по уставу 1869).
       В конце 80-х гг. по поручению Синода составил новые программы философских наук для семинарий и сами учебники применительно к этим программам.
       Умер в Сергиевом Посаде.
       Кудрявцев называл свое учение системой трансцендентального монизма. Считал, что философия есть наука о сущности, последнем основании и цели существующего. Она должна служить объединяющей связью всех наук и указать каждой свое место в целом организме науки. В то же время она должна вложить душу и жизнь в изучение фактов, озарить их идеальным светом.
       Началом философского познания, по Кудрявцев, надо признать идею Существа абсолютно совершенного, а основной философской истиной - истину бытия Божия. Идея всесовершенного Существа запечатлена в нас самим объектом этой идеи. Признавая это Существо, мы вместо субстанциального монизма, который лежит в основе материализма и идеализма, получаем монизм трансцендентальный. Тут объединяющее начало возвышается над областью бытия условного, а дуализм материи и духа получает только подчиненное значение ("ИНФ". С.581).
       Философия не имеет права исходить из Абсолютного, но она с необходимостью приходит к Абсолютному. Религиозная вера дополняет философию, исследование разума есть первое и существенное дело философии. Критерий истины - в совпадении должного с сущим. Умозрение, основывающееся на такой истине, с необходимостью подводит нас к преддверию абсолютного. Влияние религии на ход философского мышления должно быть влиянием советующего друга, но не простираться до деспотического давления. Философия суверенна.
       Характеризуя концепцию Кудрявцева, историк философии С.А.Левицкий пишет: "Он был философом классического профиля, умственный взор которого подобно его учителю Голубинскому был прикован к основан вопросам бытия и мышления. Но для религиозного философа и профессора Духовной академии... он проявлял необычное свободомыслие в трактовании философских проблем... Он стремился быть предельно свободным в построении философской системы в духе христианства... Учение Кудрявцева - одна из самых глубоко продуманных и стройно законченных систем в русской философии. В XIX веке в один ряд с Кудрявцевым по силе умозрения может быть поставлен лишь Владимир Соловьев. Если Кудрявцев, в отличие от Соловьева, не снискал сколько-нибудь широкой известности, то это объясняется отрывом духовных академий от общего течения общественной и культурной жизни России того периода. Но никакой подлинный историк русской мысли не может пройти мимо его учения, а, ввиду его малой исследованности, изучение философского наследия Кудрявцева может предоставить богатый материал для будущих монографий об этом полузабытом мыслителе". (См.: Л. "ОИРФ". С.171, 173.)
Соч.:
       О единстве рода человеческого // Прибавления к изданию творений святых отцов. ч.11-13. М., 1852-1854;
       О религиозном индифферентизме. СПб., 1861;
       Об источнике идеи Божества. М.,1864;
       Религия, ее сущность и происхождение. М.,1871;
       Телеологическая идея и материализм // Православное обозрение. М., 1877. Т.1-3, январь, март, сентябрь;
       Материалистический атомизм // Прибавления к изданию творений святых отцов. ч.26. М., 1880;
       О происхождении органических существ: теория трансформации. М., 1883;
       Что такое философия?//Вера и Разум. 1884. №1, 2;
       Возможна ли философия?// Вера и Разум. №3-5;
       Нужна ли философия?// Вера и Разум. №8-10, 12, 13;
       Метод философии // Вера и Разум. №20-22;
       Состав философии // Вера и Разум. №23;
       Об основных началах философского познания // Вера и Разум. 1885. №1-3;
       Бессмертие души. Харьков, 1886;
       Пространство и время// Вера и Разум. 1886. №22-24; 1887. №2, 3;
       Введение в философию. М., 1889;
       Начальные основания философии. Вып.1. Начальные основания гносеологии и естественного богословия. М., 1889.
       Вып.II. Начальные основания космологии, рациональной психологии и нравственной философии. М., 1890 (3-е изд. Сергиев Посад, 1893);
       Сочинения. Т.1-3. Сергиев Посад, 1892-1894;
       Сочинения. T.I. Вып.1-3. Т.II. Вып.1-3. 2-е изд. Сергиев Посад, 1898-1914.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:55:30 UTC