Шапошникова Елена Ивановна [12.02.1879-05.10.1955]

Рерих (урожд. Шапошникова) Елена Ивановна (псевд.: Н.Т.Рокотова, Т.П.Сундри, К.Сент-Илет)[31.01(12.02).1879 -05.10.1955]
       - философ, литературный и общественный деятель
       Род. в Петербурге, в знатной дворянской семье старинного рода Голенищевых-Кутузовых. Проявила себя талантливой пианисткой, выступала с сольными концертами.
       Встреча с Н.К.Рерихом (1899) и замужество (1901) определили всю ее дальнейшую жизнь.
       В 1907 начала углубленное изучение восточной философии.
       С 1916 семья Р. живет в Финляндии, в 1918 уезжает в Европу, а затем в Америку (1920-1923).
       В 1923 прибыли в Индию.
       К этому времени Р. сложилась как философ, литературный и общественный деятель. Интерес к восточном культурно-религиозным традициям оформился в книге "Основы буддизма" (1927), "Криптограммы Востока" (1929), "Знамя преподобного Сергия" (1934). 1924 датированы записи личного архива Р., посвященные личной практике преображения (Р. называла ее "огненным опытом") и впервые появившиеся в печати в 1993.
       Рерих участвует наравне с Н.К. и Ю.Н.Рерихами в Центрально-Азиатской экспедиции.
       В 1928 семья поселяется в долине Кулу; тогда же открывается институт Гималайских исследований "Урусвати", почетным президентом-основателем которого становится Рерих ["Урусвати" ("Утренняя Звезда") - сакральное имя самой Рерих, данное ей Учителями)].
       Рерих ведет в журнале "Оккультизм и Йога" (Белград, с 1933) рубрику "Свободная трибуна" (последняя статья вышла в 1956).
       С согласия Рерих в Риге (1940) были изданы 2 тома ее писем, охватывавших период с 1929 по 1938.
       В 1934-1936 имела место переписка с Президентом США Ф.Д.Рузвельтом, в которой обсуждались проблемы международных отношений (в том числе США и России). Во время сборов для возвращения на Родину умирает Н.К.Рерих (1947). Власти СССР отказали Р. во въездной визе.
       Последние годы жизни Рерих провела в Калимпонге (с 1947).
       Центральный труд семьи Рерихов, в создании которого Р. принадлежит ведущая роль,- "Агни-Йога" ("Живая этика"). Этот фундаментальный труд состоит из 15 книг и создавался с 1924 по 1937.
       Его основной задачей Рерих считала "провозвестие" грядущего нового мира, пробуждение находящегося в глубоком кризисе человечества от ментальной и духовной летаргии. Отсюда - принцип построения "Агни-Йоги" - мозаика, слагающая уникальную картину философско-психологических, космологических и этических воззрений. Любое из них может быть найдено в любой книге "Агни-Йоги". Философским основанием концепции Рерих являются традиции восточно мистических учений, эзотерических школ (теософии, каббалы, герметизма, гностицизма), а также духовное ядро христианского вероучения, во многом утерянное последующей церковной традицией.
       По убеждению Рерих, сокровенный смысл наиболее глубоких духовных учений является единым, и демонстрация этого факта - одна из краеугольных задач "Агни-Йоги". Непосредственным источником откровений "Агни-Йоги" явилось учение Махатм - духовных учителей человечества, достигших более высокой ступени эволюции и полностью реализовавших свою низшую (физическую) и высшую (духовно-ментальную) природу. Весть о них Рерих считала своей миссией и обязательным условием продвижения каждого вступившего на путь знания ученика.
       Футурология Рерих пронизана духом творчества новой реальности, нового "этического космоса", в котором осуществляется экологизация этического и космизация социального, рассудочность сознания уступает место "сознанию-бытию", "всесознанию-сердцу" (подлинный разум человека, считает Рерих,- его сердце. См.: Сердце. Новосибирск, 1990). Центр, место в эволюции планетарного человечества Р. отводила России, "стране грядущего" (отсюда, кстати, написание "Агни-Йоги" на русском языке - "санскрите будущего"). В книге "Агни-Йоги" отразился объективный процесс ремифологизации общественного сознания, процесс напряженного поиска новой мифолого-мировоззренческой модели бытия и в системном, и в методологических планах. Творческий потенциал духовно-космической мифологии огромен, т.к. "Агни-Йога" выражает стабилизацию "духовной" сущности человека в отношении его телесности, осуществляет задачу единства микрокосма с макрокосмом в целях их прогресса.
       Рерих разработала способ организации духовной среды, основанный на гармонизации структурных уровней человека-космоса. Антропология "Агни-Йоги" описывает эти уровни как субординированные, от высших к низшим в следующем порядке: Дух (Атма), Духовная Душа (в отличие от животной), высший разум человека - Манас, психоментальное тело, жизненный принцип (прана), физическое тело. Если человек не развивает свои высшие "тела" - принципы, их паралич вызывает неполадки низших принципов, в том числе и болезнь. Различаются "индивидуальное" (бессмертное) начало человека и "личное", преходящее, эгоистическое; только первое способно извлечь сакральную информацию о реальном состоянии мира. Путь учения - последовательная психодуховная самотрансформация, но он (и на этом особо настаивала Р.) исключает старые методы аскезы, магии, телесного йогизма, как не отвечающие более эволюции в пользу естественного развития без ухода от жизни ("среди кипения жизни храм утвердите"). Будучи знатоком христианства и буддизма, Рерих последовательно выступала против религиозного ханжества, узости и нетерпимости, омертвелости "бутафорских псевдомистических" церковных ритуалов ("У порога нового Мира". Международный центр Рерихов. М., 1993. С. 153), призывала к очищению заветов основателей религий от позднейших выдумок, отстаивала тезис о простоте и величии истины.
       В космологической доктрине Рерих сформулированы категории нового энергетического мировоззрения: беспредельность, психическая энергия, огненная духовность, космический ритм и др. Огненная психическая энергия - изначальная (все остальные - разновидности ее), всеобщая, космическая. Этика является системообразующим фактором космоса (воля, например, как нравственное и энергетическое начало, есть атрибут беспредельности наряду с пространством, вечностью и движением).
       Эволюция человека, по мысли Рерих, ведет к осознанию экзистенциональной сущности трех миров: физического, "тонкого" (астрально-психологического) и духовного ("огненного"). Умение воспринимать их через развитие собственных высших центров, аналогов неуничтожимого бытия, и есть задача нового этапа, а путь ученика выступает здесь как "путь сердца", в отличие от "пути ума".
Соч.:
       Листы сада Мории. ч.1. Зов. Париж, 1924;
       Листы сада Мории. ч.2. Озарение. Париж, 1925;
       Община. Рига, 1926;
       Знаки Агни-Йоги. Рига, 1929;
       Беспредельность. ч.1-2. Париж, 1930;
       Иерархия. Париж, 1931;
       Сердце. Париж, 1932;
       Мир Огненный. ч.1. Париж, 1933. ч.2-3. Рига, 1934-1935;
       АУМ. Рига, 1936;
       Братство. Рига, 1937;
       Знамя преподобного Сергия Радонежского. Рига, 1934 (2-е изд.- М., 1991);
       Агни-Йога. Т.1-3. Самара, 1992;
       Криптограммы Востока. М., 1992;
       Письма Елены Рерих. Т.1-2. Минск, 1992;
       Письма Елены Рерих. Т.З. Новосибирск, 1993.
       У порога нового мира. М., 1993.

Е.В.Зорина

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:55:26 UTC