Крутоус Виктор Петрович [04.02.1935]

Крутоус Виктор Петрович (р. 04.02.1935)
       - специалист в области эстетики, искусствоведения, культурологии; доктор философских наук, профессор
       Род. в г.Янов Винницкой обл. (Украина).
       Окончил редакторско-издательское отделение факультета журналистики МГУ (1957), аспирантуру по кафедре эстетики философский факультета МГУ (1970).
       В 1957-1963 работал в издательстве газеты (г.Грозный), на телевидении (г. Николаев).
       С 1963 преподавал философию и эстетику в Николаевском кораблестроительном институте.
       В 1970-1974 - на кафедре философии ВКШ (г.Москва),
       в 1974-1975 - и.о. заведующего редакцией литературоведения и искусствознания издательства "Прогресс".
       С 1975 работает на кафедре эстетики философский факультета МГУ: старший преподаватель, доцент, профессор.
       Докторская диссертация - "Прекрасное и целесообразность (методологические аспекты проблемы)" (1987).
       Обращаясь к проблеме прекрасного, Крутоус стремится вскрыть его наиболее общую онтологическую основу. Ему близка позиция тех мыслителей прошлого (Сократ, Аристотель, У.Хогарт, И.Кант и др.), которые усматривали внутреннее родство понятий "прекрасное" и "целесообразность" (в том или ином ее толковании).
       Согласно взгляду Крутоуса, целесообразность есть важный конституирующий момент развития. Пронизывая собой как природную, так и социокультурную сферы бытия, целесообразность, считает он, может стать основой единого научного объяснения (синтеза) различных аспектов прекрасного, как-то: объективное - субъективное, природное - социальное, феноменальное - знаковое и т.п.
       Целесообразность в понимании Крутоус имеет не только рационально-постижимые формы; отсюда - возможность разграничить утилитарную целесообразность (пользу) и целесообразность высшего порядка (ценность, в том числе - эстетическую). Понятия "художественная причинность" и "художественная теология", применявшиеся в анализе произведений искусства, Крутоус считает двумя аспектами более общего принципа мотивированности элемента формы, его смыслом и функцией в составе целого. При такой трактовке указанный принцип становится доступным, по его мнению, для изучения методами семиотики, а относительная немотивированность элемента формы выступает средством активизации эстетического восприятия.
       Крутоус вводит в научный обиход понятие "мелодраматическое", придавая ему не узкожанровое, а общехудожественное и общеэстетическое значение. Развитие мелодраматизма в искусстве и в жизни он связывает с появлением в XVIII-XX вв. "человека массы", с его особым строем чувств (трогательное, патетика), характерными художественными запросами. К. подчеркивает, что мелодраматическое в искусстве может существовать не только в сниженных, китчевых, но и в высокохудожественных формах.
       Крутоус уделяет пристальное внимание истории отечеств, эстетики (философии искусства, культуры) XIX-XX вв. Исходными методологическими посылками считает: 1) принцип единства, нераздельности всех этапов отечественной истории; 2) идею глубокого своеобразия, самобытности культурного "космоса" России, по ряду причин оказавшегося, по его мнению, под угрозой разрушения и поглощения экспансией плоского универсализма, утилитаризма, бездуховности. Осмысливая корни нынешнего социокультурного кризиса в исторической ретроспективе, придает особое, ключевое значение исследуемой им проблеме: "Ф.Ницше и русская философско-эстетическая мысль "серебряного века"". В поисках надежных исторических ориентиров обратился к освещению ситуации fin de siecle XIX в., противопоставляя воинствующему идеологизму, необъективности части современных нам интерпретаторов истории - достижения честных русских ученых-интеллигентов рубежа XIX-XX вв., отнюдь не крайне "левых", а либерально-демократических или умеренно-консервативных по своим взглядам на общество.
Соч.:
       Мотивированность (мотивировка) как эстетическая категория // В.МГУ. Сер."Философия". 1970. №5;
       Художественная мотивировка и эстетическое восприятие // Эстетика и жизнь. Вып.2. М., 1973;
       Дискуссионные проблемы структурно-семиотических исследований в литературоведении и искусствознании // Структурализм: "за" и "против". М., 1975;
       О художественном детерминизме. М., 1981;
       О "мелодраматическом" // "Вопросы философии" 1981. №5;
       Возвышенное как эстетическая категория. М., 1983;
       Категория прекрасного и эстетический идеал. М., 1985;
       Родословная красоты (прекрасное и целесообразность). М., 1988;
       Эстетика "Слова о полку Игореве": феномен и рефлексии //Вестник МГУ им. М.В.Ломоносова Сер."Философия". 1988. №6;
       Является ли познание целью искусства? Два взгляда на одну проблему. [В соавт.]. М., 1989;
       Путь к прекрасному (об эстетическом идеале). М., 1989;
       Ян Мукаржовский о "примитивизме" в искусстве // Художественный примитив: эстетика и искусство. М., 1996;
       "Дионисизм" в культуре и контркультурные тенденции //Маргинальное искусство. М., 1999;
       "Разрушение эстетики" в культурологической концепции Д.Н.Овсяннико-Куликовского: взгляд из современности // В. Томск. ГПУ. Сер. "Гуманитарные науки". 2000. №3;
       Заметки о новоязычестве - многоликом Протее раздвоенной культуры // Вестник МГУ им. М.В.Ломоносова Сер."Философия". 2000. №5;
       Новоязычество в современной культуре // Свободная мысль - XXI. 2000. №7; Диалог через столетие. Книга о книге. М., 2000;
       Эвристика трагического на переломе эпох // Искусство и наука об искусстве в переходные истории культуры. М., 2000.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:55:18 UTC