Пестель Павел Иванович [05.07.1793-25.07.1826]

Пестель Павел Иванович [24.06(05.07).1793-13(25).07.1826]
       - мыслитель, революционер, один из главных идеологов и руководитель декабристского движения.
       Род. в Москве.
       Сначала учился в Германии, в Дрездене (1805-1809), а в 1811 окончил Пажеский корпус и в качестве офицера участвовал в Отечественной войне 1812 и зарубежных походах русской армии 1813-1814. По признанию современников, Пестель был человеком выдающихся способностей; помимо широкой образованности обладал высокой нравственностью, даром располагать к себе людей и убеждать собеседников в своей правоте.
       Вступив в созданное в 1816 общество "Союз спасения" (с 1817 оно получило название "Общество верных и истинных сынов Отечества"), стал одним из его руководитель и написал для него устав и проект конституции, провозглашавшей отмену крепостного права и ограничение самодержавия. Однако, войдя в руководящий орган -"Коренную управу" - более широкой организации "Союз благоденствия", Пестель уже высказался (1820) за установление в России республиканской формы правления и обосновывал необходимость решительных революционных действий.
       В 1821, после роспуска "Союза благоденствия", Пестель на базе 2-й армии, расквартированной на Украине, организует "Южное общество", пишет для него республиканско-демократическую программу "Русская правда", в которой был представлен проект реформирования российского общества и будущего политического устройства России, и предпринимает действия по созданию единой организации дворянских революционеров.
       В канун восстания декабристов на Сенатской площади, 13 декабря 1825 был арестован. Следственный комитет так определил его роль в революционном движении: "Он беспрерывно и ревностно действовал в видах общества с самого вступления и по самое его арестование... Он господствовал над сочленами своими, обворожая их обширными познаниями и увлекая силою слова к преступным намерениям его разрушить существующий образ правления, ниспровергнуть престол и лишить жизни августейших особ императорского дома; словом, он был главою общества и первейшей пружиной всех его действий" ("Восстание декабристов". T.IV. М.-Л., 1927. С.221). Он был казнен вместе с другими руководителями декабристского движения. Поскольку многие работы Пестеля и документы общества были уничтожены самим Пестелем и его друзьями, историческая наука не располагает достаточным числом источников для полной характеристики политических, социологических, экономомических, и, тем более, философских взглядов Пестеля. Но сохранившаяся "Русская правда", приписываемая ему работа "Практические начала политической экономики", материалы следствия, семейная переписка, свидетельства современников позволяют сформировать определенные суждения.
       В "Русской правде" Пестель подвергает всесторонней критике самодержавно-крепостнические порядки в России и обосновывает необходимость их революционного ниспровержения, уничтожения "гнусного и неистового распорядка вещей" в России. Вместе с тем одно из противоречий Пестель, как и большинства декабристов, заключалось в том, что он хотел совершить революцию силами дворянских революционеров в интересах всего народа, но без какого-либо активного участия (а лишь при сочувствии) народных масс. В "Русской правде" Пестель подробно рассматривает экономические, политические, социальные и другие проблемы революции, в том числе и национальный вопрос. Но центральное место в этом документе занимает крестьянский вопрос и проект политического устройства послереволюционной России.
       Пестель считал, что только наделение крестьян землей при их освобождении даст им действительную свободу. Весь земельный фонд Пестель предлагал разделить на две части - общественную и частную. Первая предназначается для бесплатной раздачи всем нуждающимся и служит средством для производства необходимого продукта, что обеспечит всех неимущих средствами существования, гарантирует гражданам независимость в политической жизни. Вторая могла служить предметом купли-продажи и предназначалась для обеспечения изобилия. Вместе с тем Пестель понимал, что перестройка социально-экономических отношений немыслима без демократизации политической жизни страны и последовательно доказывал необходимость искоренения абсолютизма и замену его республиканским строем.
       В социальной философии Пестель опирался на теорию "естественного права", утверждавшую природное равенство людей, их равные гражданские права и обязанности. Само общество понималось как "добровольное соглашение людей".
       Пестель настойчиво подчеркивал, что целью государственного устройства является "благоденствие всего общества вообще и каждого из членов оного в особенности", правительство же "существует для блага народа и не имеет другие основания своему бытию и образованию..." (Избранные социально-политические и философские произведения декабристов". Т.Н. С.80).
       Вместе с тем Пестель подчеркивал, что всякое право должно основываться на предварительной обязанности. Только равновесие прав и обязанностей между властью и народом может обеспечить нормальное государственное существование. Характеризуя социальную программу Пестеля, Герцен назвал его первым в России "социалистом до социализма", считая его непосредственным предшественником "русского социализма". Личность Пестеля, как человека и политического деятеля, вызывает глубокое уважение, граничащее с преклонением, - не только и не столько из-за его попытки теоретически разработать и практически применить программу социально-политических изменений в царской России, но, прежде всего, его честность, бесстрашие, самоотрешение ради идеи облегчения жизни народа, обретения им гражданственности.
Соч.:
       Избр. социально-политические и философские произведения декабристов. Т.2. М., 1951;
       Восстание декабристов: Документы. Т.7.М.-Л., 1958.

А.В.Пролубников

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:55:12 UTC