Белинский Виссарион Григорьевич [11.06.1811-07.06.1848]

Белинский Виссарион Григорьевич [01(13)06, по новым данным, 30.05(11.06).1811-26.05 (07.06). 1848]
       - литеатурный критик, публицист, философ.
       Род. в семье бедного уездного лекаря в г.Чембар Пензенской губ.
       Учился сначала в уездном училище, а потом в Пензенской гимназии.
       В 1829 едет в Москву и поступает учиться в Московский университет. Увлекается театром и в 1830-1831 пишет антикрепостническую драму "Дмитрий Калинин".
       В 1832 университетское начальство увольняет студента-бунтаря.
       С этого времени Белинский всецело занят литературным трудом. Он сотрудничает в издательстве профессора Н.И.Надеждина "Телескоп" и "Молва". Осенью 1834 в "Молве" печатается его первая большая статья "Литературные мечтания", принесшая автору широкую известность.
       В 1839 Белинский переезжает в Петербург, где становится ведущим сотрудником журнала "Отечественные записки". В нем Белинский опубликовал множество произведений самых разных жанров - от рецензий, критических заметок до памфлетов и капитальных монографий. По признанию самого Белинского, в журналу он работал на износ.
       В 1846 он уходит из "Отечественных записок".
       К началу 1847 Н.А.Некрасову вместе с И.И.Панаевым удалось арендовать журнал "Современник". Он стал последним литературным пристанищем Белинского.
       В мае 1847, вследствие окончательно подорванного здоровья, Белинский вынужден уехать за границу для лечения. В Зальцбурге (Германия) Белинский пишет свое знаменитое "Письмо к Гоголю". Оно стало как бы литературно-политическим завещанием Белинского, в котором он выдвигает целую программу революционно-демократического преобразования России.
       Осенью 1847 Белинский возвращается на Родину и в 1848 умирает.
       Мировоззрение Белинского претерпело достаточно сложную эволюцию. В ранний период творчества (30-е гг.) Белинский находится под сильным влиянием М.А.Бакунина и Н.В.Станкевича, через которых осваивает философию Гегеля. Впоследствии взгляды Белинского постепенно эволюционируют от идеализма и диалектики гегелевского толка в сторону все большего материализма, утопического социализма и революционного демократизма. Под влиянием философии Фейербаха материалистической интуиции Белинского все больше приобретают черты антропологического материализма.
       В области философии истории и социологии Белинский рассматривает разум человека как главный двигатель исторического прогресса, подчеркивает решающую роль народных масс в историческом творчестве. В области эстетики симпатии Белинского связаны с традициями реалистического искусства. Он подчеркивает необходимость связей художника с жизнью своего народа и с отображением коллизий современной ему действительности.
Соч.:
       Полное собрание сочинений T.I-II. СПб., 1900-1917;
       Избранные философские сочинения Т.1-2. М.-Л., 1948;
       Полное собрание сочинение Т.1-13. М., 1953-1959;
       Избранные письма. Т.1-2. М., 1955;
       Собрание сочинений: В 9 т. М., 1976.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:54:52 UTC