Залкинд Арон Борисович [__.__.1888-__.__.1936] {(1888г.-1936г.)}

Залкинд Арон Борисович (1888-1936)
       - врач, психолог, психоаналитик, один из инициаторов педологического движения в России в 20-х годах.
       О его биографии до начала 20-х гг. нам известно очень мало. Имеются лишь сведения, что еще в 1910 3. обратился к учению Фрейда; он изучал возможности использования психоанализа для лечения психоневрозов, публиковал соответствующие статьи в журнале "Психотерапия".
       В 1913 поместил здесь статью "К вопросу о факторах, сущности и терапии психоневрозов", где, критикуя чрезмерно увлекшихся психоанализом последователей Фрейда, отмечал, что в России наблюдается "ценный импульс поставить фрейдовское учение на единственно подходящую общепсихологическую почву".
       В начале 1923 решением Коллегии Института научной философии 3. назначен ввиду "строго материалистической линии" (марксист, "диалектический материалист") действительный член этого Института (Архив АН СССР, М.о., ф. 355).
       В архивных материалах (ф. 351) за 1931 год Залкинд указан уже как Председатель Президиума общества психоневрологов-материалистов.
       В конце 20-х - начале 30-х гг. Залкинд - директор Института психологии, педологии и психотехники; главный редактор журнала "Педология".
       В 20-е гг. Залкинд способствовал распространению психоаналитических идей в России.
       В 1924, в статье "Фрейдизм и марксизм" и "Нервный марксизм, или паническая психика" он писал как о негативных, так и о позитивных сторонах психоаналитического учения Фрейда, пытаясь найти точки его соприкосновения с марксизмом.
       Залкинд выступал противником эмпиризма в медицине, активно ратуя за соединение психоневрологии и психологии с марксистской философией, за применение диалектического метода в этих науках. Поддерживал линию А.М.Деборина в дискуссии с механистами. Отстаивал "марксизацию" психологии, биологии и медицины, абсолютизируя политико-социологический подход к частным наукам.
       Так, еще в 1924 в статье "Физиолого-педагогические проблемы в свете революции" (сб."Очерки культуры революционного времени". М., 1924. С.10) Залкинд утверждал, что "марксисты обязаны немедленно заняться социологированием психофизиологии". В педологии (течение в психологии и педагогике, основанное на попытке соединить психологию, анатомо-физиологию, биологию и социологические подходы к развитию ребенка) Залкинд был провозвестником социогенетической концепции, под углом зрения которой он претендовал на пересмотр большинства актуальных вопросов изучения ребенка: биогенетического закона, проблем наследственности, полового воспитания, проблемы детского коллектива и др.
       Залкинд развивал так называемый "психоневрологический" взгляд на общество (классовую борьбу, революцию, интеллигенцию, молодежь, партичйное строительство), представленный им в ряде работ, объединенных впоследствии под названием "Очерки культуры революционного времени" (1924). Он установил наличие комплекса "парттриады" (присутствие невротических симптомов, гипертонии и вялого обмена веществ у 90% партактива ВКП(б)), происхождение которого объяснял профессиональным несоответствием, нервным возбуждением, культурным отставанием и несоблюдением гигиенических норм.
       В начале 30-х гг., когда по инициативе Сталина была развернута кампания по борьбе с "троцкистской контрабандой в науке" и сторонники фрейдизма подверглись суровой критике, Залкинд, обвиненный в "меньшевиствующе-идеалистическом эклектизме", был снят с должности директора Института психологии, педологии и психотехники, вынужден был дистанцироваться от психоанализа, признав ошибочность своей "связи" с фрейдизмом.
Соч.:
       К вопросу о факторах, сущности и теории психоневрозов // Психотерапия. 1913. №1-6. С. 14-15;
       Фрейдизм и марксизм //Красная новь. 1924. №4;
       Очерки культуры революционного времени. М., 1924;
       Половой фетишизм. 1925;
       Революция и молодежь. М., 1925;
       Половой вопрос в условиях советской общественности. М., 1926;
       Жизнь организма и внушение. 1927;
       Педология в СССР. 1929;
       Основные вопросы педологии. 1930;
       Дифференцировка на педологическом фронте //Педология. 1931. №3;
       О язвах Р.К.П. (схематическая, частичная попытка социально-биологического анализа отрицательных сторон партии) [Перепечатка из кн."Очерки культуры революционного времени"]// "Вопросы философии" 1991. №7.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:54:48 UTC