Куделин Евгений Гаврилович [27.11.1922-05.10.1990]

Куделин Евгений Гаврилович (27.11.1922-05.10.1990)
       - специалист по диалектическому и историческому материализму; кандидат философских наук, профессор
       Род. в с.Коленец Вологодской обл.
       Окончил факультет русского языка и литературы Горьковского государственного педагогического института, (1950). Работал в Горьковском горкоме КПСС инструктором, потом - руководитель лекторской группы. Затем он назначается начальником Горьковского городского управления культуры, читает лекции в вечерних университетах марксизма-ленинизма, по совместительству преподает на кафедре философии Горьковского педагогического института.
       В 1954 по решению Секретариата ЦК КПСС направляется в Хабаровский край, где заведует отделом науки и культуры крайкома КПСС, позже назначается начальником краевого управления культуры, читает лекции по философии в Хабаровской ВПШ.
       Кандидатская диссертация - "О превращении труда в источник радости, в первую жизненную потребность" (1964).
       В 1965 избирается на должность доцента кафедры марксизма-ленинизма Горьковского сельско-хозяйственного института, а с 1966 и до кончины - заведующий кафедрой марксистско-ленинской философии и основ научного коммунизма в этом же институте.
       Решением Государственного комитета СССР по народному образованию ему было присвоено звание профессора по кафедре марксистско-ленинской философии (1989).
       Многолетние исследования привели Куделин к мысли о том, что, кроме механизма взаимодействия производительных сил и производственных отношений, существуют другие, более фундаментальные механизмы и законы развития общества, основанные на разнообразных потребностях людей. В связи с этим он разработал собственную классификацию потребностей. Изучение потребностей, их взаимодействия друг с другом, а также с производством, со способностями человека позволило ему выдвинуть и обосновать ряд идей.
       1. Выделение в истории общества периодов: доклассовый, классово-антагонистический, коммунистический имеет не только внешние признаки, но и внутреннюю сущность, заключающуюся в том, что в первый период ведущее место принадлежит физиологическим, во второй - социальным, в третий - интеллектуальным или духовным потребностям.
       2. Взаимодействие созидательных и потребительских потребностей должно быть сознательно регулируемо обществом, причем так, чтобы ведущее место занимали созидательные потребности, ибо их развитие позволяет решить такие важнейшие исторические проблемы, как превращение труда в первую жизненную потребность человека, а творчество - в основную сферу его жизнедеятельности.
       3. Диалектика производства и потребностей закономерно приводит к тому, что на определенном этапе развития материального производства кардинально меняется его направленность: из средства поддержания и воспроизводства жизни, обеспечения социальных институтов, их функционирования и развития оно превращается в средство обеспечения свободного всестороннего развития членов общества, когда выходит за рамки класово-антагонистических формаций.
       4. С известным ранее законом возвышения потребностей взаимодействует еще один общесоциологический закон - закон соревнования способностей. Именно эти два закона и лежат в самом фундаменте общественных процессов.
Соч.:
       Труд - потребность и радость жизни. М., 1966;
       Закон возвышения потребностей (о диалектике производства и потребностей). Горький, 1970;
       Диалектика производства и потребностей. М., 1977;
       Законы возвышения потребностей и соревнования способностей в историческом материализме. Горький, 1985.

Г.Н.Шарапов

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:54:46 UTC