Луначарский Анатолий Васильевич [23.11.1875-16.12.1933]

Луначарский Анатолий Васильевич [11(23).11.1875-16.12.1933]
       - литературный критик, публицист, философ, теоретик и практик социалистического культурного строительства.
       Род. в Полтаве, в семье статского советника.
       Окончил Киевскую гимназию. Еще в гимназии вступил в кружок марксистского самообразования. Основательно изучил первый том "Капитала" К.Маркса. Вел пропаганду среди рабочих. По окончании гимназии уехал в Цюрих, где поступил в университет, обучался там в 1895-1898 (изучал философию и естествознание, в частности, философию и биопсихологию в семинаре Р.Авенариуса). За границей сблизился с марксистами Г.В.Плехановым, П.Б.Аксельродом. Г.В.Плеханов и труды Л.Фейербаха, Ф.Ницше оказали на него большое влияние.
       В 1898 вернулся в Россию.
       В 1899 Луначарский перевел на русский язык первый том сочинений Ницше. Познакомился с А.А.Богдановым и его философскими работами. Развернул свою деятельность как профессиональный революционер. Работал в московской социал-демократической организации.
       В 1899 арестован, сослан в Калугу, затем в Вологду и Тотьму, где находился до 1904. Вступил в РСДРП (1903).
       В 1904 выехал за границу, примкнул к большевистской фракции социал-демократов.
       В 1905 вернулся в Россию, был членом редакции газеты "Новая жизнь".
       В январе 1906 арестован, в марте освобожден. Эмигрировал. В годы реакции идейно отошел от большевизма, в философии следовал за Авенариусом. Исключен из партии. Вошел в состав богдановской группы "Вперед". Совместно с А.А.Богдановым и М.Горьким участвовал в организации партшкол на Капри и в Болонье. Вернулся из эмиграции в мае 1917. Примкнул к "межрайонцам", на VI съезде РСДРП(б) принят в большевистскую партию.
       С ноября 1917 по 1929 - Нарком просвещения. Избран академиком АН СССР в 1930.
       В 1933 Луначарский назначен послом в Испанию.
       Скончался по пути в Мадрид, на юге Франции (в Ментоне).
       Особо значимой была деятельность Л. в качестве Наркома просвещения. Он был одним из немногочисленных широкообразованных марксистов, кто понимал культуру, ее место в обществе и кто предпринимал реальные шаги для спасения культуры России. В ведение Луначарского как Наркома просвещения входили тогда кроме общеобразовательных школ, также вузы, театры, научно-исследовательские институты. Политическая же обстановка была такой, что порой преобладала тенденция (в том числе и среди руководящего звена марксистов) по уничтожению всей этой "буржуазной" культуры.
       Луначарский отмечал: "В основу пролетарской культуры предлагают положить полную противоположность ее старой культуре, и творцы этой культуры говорят, что главным признаком того, что они угадали правильный путь, будет полное несходство новой культуры со старой". Луначарский постоянно сталкивался с людьми, выступавшими против "буржуазной" культуры. "Люди, полные революционным пылом (в лучшем случае, а иногда не менее почтенными страстями), много кричали о культурном Октябре; они представляли себе, что в один прекрасный час какого-то прекрасного месяца не менее прекрасного года произойдет параллельно взятию Зимнего дворца взятие приступом Академии наук или Большого театра и водворение там новых людей, по возможности, пролетарского происхождения и, во всяком случае, любезно улыбающихся этому пролетариату" (Луначарский "Еще к вопросу о культуре" // Известия В ЦИК. 1922. 3 ноября). Предлагали ликвидировать все "старые" вузы, перекроить на новый лад учебные программы вузов, ввести трудовую повинность для ученых (работать на заводах, выполнять слесарные работы в мастерских) и т.п.
       Луначарский и его немногие помощники (как М.Н.Покровский) при поддержке В.И.Ленина вели тяжелую борьбу с "левыми" коммунистами, толкавшими общество на гибельный для страны путь. Организационно-политическая деятельность Луначарского способствовала сохранению значительной части ученых России. Решение ЦК партии о высылке за границу в конце 1922 ряда крупнейших философов, некоторых экономистов и публицистов, поддержанное Луначарский и трактуемое ныне неоднозначно в плане их судеб, не может изменить в целом позитивной оценки деятельности Луначарского по привлечению интеллигенции к сотрудничеству с новой властью, по сохранению учреждений науки и культуры в первые 10-12 лет Советского государства. Эта политика Луначарского со временем все более расходилась с левацкой линией сталинистского руководства партии, и он был отстранен со своего государственного поста.

П.В.Алексеев

       * * *
       В биографии Луначарского как философа наибольший интерес представляет первое десятилетие XX в. В эти годы он сформировался как оригинальный мыслитель, философская позиция которого, в целом марксистской и материалистической, не укладывается в догматический марксизм. В Ницше его привлекали "гордый вызов обществу и его устоям", подчеркивание прав личности на "совершенствование и радость жизни". Защищая марксизм, Луначарский пытался соединить материализм с эмпириокритицизмом. Материальность объективного мира отстаивал с монистических позиций, заявляя, что "принципиально существует только материальный мир", но при этом признавал влияние и духовных факторов, ибо всякое человеческое действие первоначально должно пройти через сознание человека. Считал Вселенную комбинацией "из звуков, цветов, давлений, движений и температур", а также "ощущений удовольствия и боли". Принимал учение о двух независимых рядах - психическом ("познание есть процесс организации данности") и физическом ("...процесс приспособления организма к среде"). Задача познающего - "точное, полное и последовательное" описание фактов.
       Луначарский даже причинность склонен считать не объективной связью между явлениями, а привычкой нашего сознания к определенными сочетаниям явлений. Занимаясь разработкой соотношения биологии, социальных и исторических аспектов проблемы человека, Луначарский отмечал закономерность рассмотрения марксисткой, социологии человека в его внешних связях с социальной средой, но считал необходимым дополнить марксизм изучением психологических процессов, происходящих внутри человека. В биосоциальной эволюции человека Луначарский высоко ценил роль активной человеческой деятельности, "жажду жизни". Значительное место в философии Луначарский заняла теория жизнестроения, которая "питалась" биологической концепцией Авенариуса и жизнеутверждающим пафосом Ницше. В противоположность Шопенгауэру, призывавшему сказать жизни "нет!", Луначарский провозглашал ненасытимость воли, ибо "эта вечная жажда есть сущность жизни".
       Свой материализм Луначарский называл "реалистическим" и одновременно "религиозным": религия "психологически разрешает контраст между законами жизни и законами природы". Анализируя многочисленные разновидности религий и философских школ, Луначарский считает марксизм новой, последней, глубоко критической, очистительной и вместе с тем синтетической религиозной системой, находя в ней и стремление к развитию человеческого вида, и к совершенствованию человеческого общества. Проповедь Фейербахом любви и веры в человека Луначарский развил до обожествления человека будущего. Идею развития человеческого вида Луначарский положил в основание эстетики, которую он трактовал как науку об оценках, утверждая, что от характера оценки зависит, ведет ли она к развитию человечества, или к застою и деградации. Сравнивая различные типы оценок, он называет наивысшим эстетическим типом, для которого "весь мир прекрасного есть как бы часть его большого "я". Дополняя марксизм разработкой проблем эстетики и этики - главным направлением своего творчества, Луначарский объединял их понятием "эстетической совести", согласно которой совершить безнравственный поступок человеку не позволяют чувство собственного достоинства и "красота своего внутреннего единства". В своих эстетических исследованиях Л. стремился к синтезу психофизиологич. и соц.-ист. методов анализа.

Н.М.Северикова

Соч.:
       Очерк позитивной эстетики // Очерки реалистического мировоззрения. 1904;
       Мещанство и индивидуализм // Очерки философии коллективизма. C6.I. СПб., 1909;
       Карл Маркс и социалистическая революция. [В соавт. с Г.Е.Зиновьевым]. М., 1918;
       Диалог об искусстве. М., 1919; Этюды. М.-Пг., 1922;
       Введение в историю религии. М.-Пг., 1923 (2-е изд. 1924);
       Лев Давидович Троцкий о литературе // Печать и революция. 1923. №7;
       Основы позитивной эстетики. М.-Пг., 1923;
       Наука, религия, искусство. М., 1923;
       История западноевропейской литературы в ее важнейших моментах. T.I-II. М., 1924;
       Беседы по марксистскому миросозерцанию. Л., 1924;
       Идеализм и материализм. Культура буржуазная, переходная и социалистическая. М.-Л., 1924;
       Против идеализма. Этюды полемические. М., 1924;
       О социологическом методе в теории и истории музыки // Печать и революция. 1925. №3;
       От Спинозы до Маркса. Очерк по истории философии как миросозерцания. М., 1925;
       Мораль с марксистской точки зрения. Харьков, 1925;
       Очерки марксистской теории искусств. М., 1926;
       Десятилетие революции и культуры. М.-Л., 1927;
       О роли пролетарского государства в развитии социалистической культуры // ПЗМ. 1933. №6;
       Собрание сочинений в 8 т. М., 1963-1967;
       Избранные статьи по эстетике. М., 1975;
       О воспитании и образовании. М., 1976;
       Статьи, речи, доклады, письма, документы. Т.1. М., 1981;
       Об искусстве. Т. 1-2. М., 1982;
       Статьи о литературе. В 2 т. М., 1988.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:54:44 UTC