Бранский Владимир Павлович [14.01.1930]

Бранский Владимир Павлович (р.14.01.1930)
       - специалист по онтологии, гносеологии и аксиологии, а также по философии науки, истории, культуры и философии искусства; доктор философских наук, профессор
       Род. в Свердловске.
       Окончил философский (1953) и физический (I960, экстерном) факультеты ЛГУ, философскую аспирантуру этого же университета (1956).
       Ассистент, доцент, профессор (с 1975) ЛГУ.
       Докторская диссертация- "Философские основания проблемы синтеза релятивистских и квантовых принципов" (1973).
       Бранский - действительный член Академии истории науки и техники.
       Работы Бранского содержат следующую концепцию:
       1. Атрибутивное понимание материи. Обоснована мысль, что в XX столетии материя как субстанция должна мыслиться как самосогласованная система своих атрибутов (в отличие от традиционного субстратного понимания субстанции).
       2. Онтологический негеоцентризм. Вследствие (1) модификация хотя бы одного из атрибутов ведет к модификации всех других; поэтому старая идея Демокрита-Бруно о множественности миров в традиционном естественно-научном смысле (преодоление геоцентризма модусов) обобщается до принципиально новой идеи о множественности миров в онтологическом смысле (преодоление геоцентризма атрибутов).
       3. Диалектическая природа научной теории. Теоретическое знание оказывается синтезом двух противоположных видов знания - умозрительного и эмпирического, т.е. таким видом умозрительного знания, которое объясняет известное эмпирическое знание и предсказывает новое эмпирическое знание. Следствием этого является формулировка четырехстадийной закономерности развития научных исследований (эмпирическое, нефундаментальное теоретическое, умозрительное, фундаментальное теоретическое), в отличие от традиционной двухстадийной.
       4. Селективная функция философских принципов. Принципы новой фундаментальной теории не выводятся, а выбираются с помощью философских принципов из множества умозрительных конструктов, созданных путем стихийной игры творческого воображения исследователя.
       5. Квантовая теория относительности. Впервые профессиональное философское исследование доведено до конкретных и существенно новых физико-математических результатов фундаментального характера. На основе (2), (3), (4) предлагается синтез релятивистских и квантовых принципов (синтез методологий Эйнштейна и Бора) и принципиально новый вариант квантованного пространства-времени. При этом сравнительно просто объясняются многие загадочные явления в физике элементарных частиц (например, причина появления бесконечных величин) и предсказываются новые явления (например, гиперкварки и гиперлептоны), что делает теорию экспериментально проверяемой.
       Главная идея, которая пронизывает труды Бранского, - демонстрация практического значения и практической ценности для науки философии и философской науки в частности. Помимо исследований эвристической роли философии в формировании научной теории, Бранский подверг анализу проблему эвристической роли философии в художественном произведении. Итогом многолетней работы в этой области явился фундаментальный труд "Искусство и философия", в котором исследуются основные закономерности художественного творчества и восприятия. В этой книге изложена синергетическая философия культуры и истории, которая получила название синергетического историзма.
       Основные положения этой концепции сводятся к следующему:
       1) исторический процесс есть социальная самоорганизация, которая представляет собой чередование состояний порядка и хаоса. При этом происходит балансирование социальной системы между простыми и странными аттракторами;
       2) движущей силой этого процесса является взаимодействие ("борьба") различных социальных сил, руководствующихся различными социальными идеалами;
       3) в ходе этой борьбы относительных (частно-человеческих) идеалов происходит выделение в них инвариантных черт, в результате чего возникает тенденция к формированию и реализации абсолютного (общечеловеческого) идеала (по Бранскому - "Закон дифференциации и интеграции идеалов");
       4) эта тенденция ведет, в конечном счете, к движению к глобальному аттрактору (суператтрактору), последний представляет собой синтез абсолютного художеств, произведения, т.е. эстетосферу, включающую в себя ноосферу, но не сводящуюся к ней;
       5) понятие суператтрактор дает ключ к решению эсхатологической проблемы (смысл истории заключается в движении к суператтрактору);
       6) решение эсхатологической проблемы открывает путь для решения и экзисталогии проблемы (смысл индивидуальной жизни заключается в служении относительному идеалу, а смысл индивидуальной смерти, с точки зрения Бранского,- в служении абсолютному идеалу). Таким образом, концепция синергетического историзма позволяет решить эсхатологическую и экзисталогическую проблемы в рамках последовательного научного мировоззрения, показывая научные основания религиозного мышления и в то же время границы этого мышления (синергетическая философия религии).
Соч.:
       Философское значение проблемы наглядности в современной физике. Л., 1962;
       О взаимосвязи причинности и случайности (на венг. яз.) // Magyar Filozofia Szemle. Budapest. 1967. №6;
       Эвристическая роль некоторых философских принципов в построении общей теории относительности // Методологические проблемы взаимосвязи и взаимодействия наук. Л., 1970;
       Философские основания проблемы синтеза релятивистских и квантовых принципов. Л., 1973;
       Принцип дополнительности в квантовой механике и его философское значение // Квантовая механика и теория относительности. Л., 1980;
       Эвристическая роль философских принципов в формировании фундаментальной физической теории (на англ. яз.) // Abstracts. 8-th International congress LMPS. M., 1987;
       Научное исследование //Диалектика познания. Л., 1988;
       Теория элементарных частиц как объект методологического исследования. Л., 1989;
       Две тенденции в истории формирования теории элементарных частиц (на польском яз.) // Studia Filozoficzne. 1989. №10;
       Проблема выбора в фундаментальном теоретическом исследовании и принцип отражения // Роль философии в научном исследовании. Л., 1990;
       Квантовая теория относительности как квантовая клепсодинамика (на англ. яз.) // Physical Interpretations of Relativity Theory. L., September, 1992. Proceedings;
       Эвристическая роль философии науки в формировании теории элементарных частиц // Вестник СПбГУ. Сер.6. Вып.2, 1993;
       Уроки теории относительности и квантовой механики и перспективы их синтеза // В. СПбГУ. Сер.6. Вып.2. 1996;
       Теоретические основания социальной синергетики // Петербургская социология. 1997. №1; Искусство и философия (Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи). Калининград, 1999;
       Социальная синергетика как постмодернистская философия истории // Обществ, науки и современность. 1999. №6;
       Социальная синергетика и теория наций. СПб., 2000;
       Теоретические основания социальной синергетики // "Вопросы философии" 2000. №4;
       Принцип красоты в теории элементарных частиц // В. СПбГУ. Сер.6. Вып.З. 1999.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:54:36 UTC