Неретина Светлана Сергеевна [28.04.1941]

Неретина Светлана Сергеевна (р. 28.04.1941)
       - специалист в области философии, теории и истории культуры, медиевист; доктор философских наук.
       Окончила исторический факультет МГУ (1963), аспирантуру Института истории АН СССР (1967).
       В 1968-1971 работала в секторе методологии истории (после роспуска сектора - в отделе общих проблем) этого института;
       с 1973 - научный редактор в издательстве "Прогресс", затем - в редакции журнала "Природа";
       в 1987-1988 - старший научный сотрудник ИИЕТ АН СССР.
       С 1988 - старший научный сотрудник ИФ РАН,
       с 1995 по настоящее время - ведущий научный сотрудник этого же института.
       Профессор кафедры зарубежной философии РГГУ.
       Входила в группу "Диалог культур" (руководитель В.С.Библер).
       Кандидатская диссертация - "Специфика средневекового сознания (на примере "Схоластической истории" Петра Коместора)" (1978).
       Докторская диссертация - "Специфика средневекового философствования. Концептуализм Пьера Абеляра" (1994).
       В работах Неретиной средневековое мышление представлено верующим, или причащающим, разумом. В контексте теологически ориентированной культуры логика являла собой особые формы созерцания Бога, что позволяет рассматривать ее как теологику.
       Разум и мистика, считает Неретина, оказываются моментами единой философско-теологической системы, поскольку разум мистически направлен, а мистика рационально организована. Способ средневекового познания определяется как медитативная диалектика. В силу того что всеобще-необходимое знание принадлежит Богу, любое человеческое суждение приобретает модальный характер, а основанием познания является любовь к Богу. При такого рода познании когнитивные акты суждения оказываются нагруженными нравственными актами суждения, а механизмы когнитивных актов есть механизмы нравственных актов спасения. Следствием признания вероятностности познания является изменение характера предикации: ограниченность идеи определения через указание родо-видовых отношений востребовало идею описания или иносказания, играющими роль статуса субъекта. Поэтому в средневековом познании ведущая роль принадлежит тропам.
       Неретина анализирует средневековую логику высказывания, единицей которой является концепт при основополагающей разработке понятий "эквивокация" ("двуосмысленность"), "интенция", "субъект-субстанция" и пр.
       В области теории культуры Неретина полагает, что XX в. - это и есть "время культуры". Идея культуры, определяется ли она через традицию или уникальность, существует в рамках европейского мышления и тесно связана с христианством. Однако процессы, ныне происходящие, можно считать постхристианскими и посткультурными, потому что и нынешнее христианство включено в гораздо более разнородный религиозный мир, и мир в целом представляет гораздо более однородный мир производства, потребления и обмена, что повлекло негативное отношение и к традиции, и к "старой" этике, а в сфере религии - и к догматике. Теоретической и практической переоценке подверглась (в свете идеи интертекстуальности, развенчивания идеи знаковости языка) и идея уникальности произведения культуры.
       Современное состояние, как считает Неретина, можно представить как одно из состояний гностицизма, которому свойственны синкретизм, сосуществование разных форм мышления и социальных практик, мифотворчества.
Соч.:
       Абеляр и Петрарка: пути самопознания личности // "Вопросы философии" 1992. №3;
       Слово и текст в средневековой культуре. История: миф, время, загадка. М., 1994;
       Верующий разум. К истории средневековой философии. Архангельск, 1995;
       Верующий разум. Книга бытия и Салический закон. Архангельск, 1995;
       Петр Абеляр. Теологические трактаты. Пер. с лат., сост., введение, комментарии. М., 1995;
       Историей с методологией истории, или Конец истории // Михаил Гефтер. Аутсайдер - человек вопроса. Век XX и мир. 1996. №2;
       Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Абеляра. М., 1996;
       Опыт словаря средневековой культуры //Благо и истина. Классические и неклассические регулятивы. М., 1998;
       Михаил Константинович Петров. Жизнь и творчество. М., 1999;
       Тропы и концепты. М., 1999;
       Время культуры (совм. с А.П.Огурцовым). СПб., 2000.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:53:48 UTC