Чаадаев Пётр Яковлевич [07.06.1794-26.04.1856]

Чаадаев Пётр Яковлевич [27.05(07.06).1794-14(26).04.1856)
       - философ, публицист.
       Род. в Москве, в дворянской семье.
       Учился в Московском университете (1808-1811). Там он познакомился с Грибоедовым и некоторыми будущими декабристами.
       Войну 1812-1814 провел в составе гусарского полка. Дошел с ним до Парижа. После возвращения в Москву делает быструю карьеру. По отзывам современников, Ч. был одним из самых блестящих светских молодых людей Петербурга.
       В 1814 Чаадаев вступает в масонскую ложу, однако подробности его связей с масонами неясны до сих пор.
       Осенью 1820 Чаадаев был отправлен к Александру I в австрийский г.Тропау (там проходил конгресс Священного союза) с докладом о бунте Семёновского полка. Однако после этой встречи, казалось бы, сулившей молодому честолюбивому человеку многообещающие перспективы, Чаадаев неожиданно подает прошение об отставке. Мотивы, побудившие Чаадаева к уходу с госуларственной службы, неясны и поныне. Неясны и причины суровости императора, распорядившегося лишить Чаадаева полагавшегося при отставке очередного чина. Очевидно, в это время (1820-1821) Чаадаев испытывает какой-то глубокий внутренний кризис и перелом в своем мировоззрении.
       Летом 1821 старинный друг Чаадаева Иван Якушкин принял его в тайное общество, но об этой сфере жизни Чаадаева также ничего не известно. В июле Чаадаев выезжает за границу и три года проводит в скитаниях по Англии, Франции, Швейцарии, Италии, Германии. Знакомится с Шеллингом.
       В июле 1826 в пограничном Брест-Литовске подвергается допросу в связи с делом декабристов, однако серьезных неприятностей избежал. Несколько последующих лет Чаадаев живет затворником в Москве, почти не появляясь в свете и напряженно работая над "Философическими письмами".
       В 1830-1831 вновь появляется в обществе, делится с друзьями своими профетическими прозрениями.
       В 1836, после появления первого "Философического письма" в журнале "Телескоп" (№15), разразилась буря. Многие современники увидели в Чаадаеве неистового ниспровергателя национальных святынь и безрассудного бунтаря. Было начато следствие. После завершения "следствия" был вынесен "высочайший" вердикт, что автор является умалишенным. После снятия медицинского надзора и домашнего ареста Чаадаев участвовал в идейной жизни Москвы, в полемике западников и славянофилов, много писал, но в силу сохранявшегося запрета до конца жизни ничего не напечатал.
       Скончался Чаадаев в Москве.
       Чаадаев был создателем первой оригинальной историософской теории, задавшей основные темы будущих ожесточенных дискуссий о месте и судьбе России, о специфике русского национального сознания и русской истории, о соотношении народа и государственной власти в преобразовании российской действительности. Идеи Чаадаева способствовали формированию двух главных направлений во взглядах на прошлое и будущее России - славянофильства и западничества. Большое влияние историософских идей Чаадаева испытал на себе В.С.Соловьев. В общефилософском плане Чаадаев стоял на позициях теизма и провиденциализма; в трактовке явлений сознания придерживался точка зрения психофизического параллелизма. Из двух выделяемых им видов познания (опыт и непосредственное озарение) безусловный примат отдавал божественному откровению.
Соч.:
       Сочинения и письма в 2 т. М., 1913-1914;
       Письмо П.Я.Чаадаева к кн. П.А.Вяземскому // Старина и новизна. 1916. Т.,20;
       Письмо к И.Гагарину //Временник Общества друзей русской книги. 1928. Т.2; (Философические письма и статьи).
       Сочинения М., 1989;
       Полное собрание сочинений и избранные письма. Т.1, 2. М., 1991.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:53:28 UTC